Александр Лукашенко в списках значится

Страны Балтии согласовывают фамилии заслуживающих санкций белорусов

118 должностных лиц Белоруссии, в том числе действующий президент республики Александр Лукашенко, внесены Литвой в уточненный список лиц, в отношении которых Вильнюс намерен применить санкции. Об этом в среду объявили в МИД Литвы. Инициативу готовы поддержать в Латвии и Эстонии. Политику балтийских стран уже осудили не только в МИД Белоруссии, но и в российском внешнеполитическом ведомстве. При этом противники Александра Лукашенко пока не выработали единую позицию по поводу того, целесообразно ли — и если да, то в каком формате — привлекать к урегулированию внутренних проблем Белоруссии иностранные державы, включая Россию.

Последние данные по протестам в Белоруссии

Смотреть

Нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич уверена, что белорусам «нужна помощь мира» — в том числе, «может быть, и России»

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

«МИД Литвы направил МВД уточненный список (белорусов, которым грозят санкции.— “Ъ”). В него внесены 118 человек, в том числе президент Лукашенко»,— заявила в среду утром советник министра иностранных дел Раса Якилайтене. Это уже второй вариант черного списка, подготовленный литовскими дипломатами, первый насчитывал 32 имени и до сих пор не был опубликован, хотя премьер страны Саулюс Сквернялис обещал сделать это еще на прошлой неделе — 20 или 21 августа. Когда будет утвержден новый список, пока не сообщается.

Едва ли литовские санкции сильно ударят по интересам белорусских чиновников и силовиков.

Они предполагают лишь запрет на въезд в страну, а также заморозку их счетов в литовских банках, «если таковые имеются». Тем не менее для Литвы, ставшей главным «адвокатом» белорусской оппозиции в Евросоюзе, подготовка черных списков стала важным символическим шагом — она станет первой страной, которая предприняла хоть какие-то действия, в то время как большая часть международного сообщества ограничивается заявлениями.

Пока примеру Литвы следуют лишь ее соседи. Как заявил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, его страна тоже готовит санкционный список, согласовывая этот вопрос с Литвой, а также с Эстонией. Кроме того, власти Латвии выдвинули еще одну инициативу — они предлагают белорусским компаниям перенести деятельность на их территорию. Об этом агентству BNS заявил директор Латвийского агентства инвестиций и развития Каспар Рожкалнс.

Одновременно с заявлением о санкциях глава МИД Литвы Линас Линкявичюс опубликовал в Twitter письмо своему белорусскому коллеге Владимиру Макею. Оно стало ответом на обращение господина Макея ко всем странам Евросоюза о нецелесообразности введения санкций против Белоруссии. «Мы их (санкции.— “Ъ”) пройдем так же, как и предыдущие,— утверждал белорусский министр 21 августа.— Результат их действия вам известен. Все вместе мы точно потеряем время. Потеряем ритм, который нужен нашим странам и обществам, тем более в современном быстром мире. У нас сейчас сложная ситуация. Но какая из ваших стран не проходила болезненные этапы национального взросления? Дайте и нам его пройти».

Свой ответ литовский министр написал на русском языке, обращаясь к собеседнику на «ты» с большой буквы. «Да, Владимир, я знаю Тебя, Беларусь и еще больше узнаю белорусов, которые как никогда раньше решили не молчать, невзирая на насилие, запугивания, заключения и, как стало известно, пытки и откровенные издевательства и не смирились с обманом и отнятым правом на выборы,— заявил господин Линкявичюс.— Это действительно новая реальность, и не видеть ее просто недопустимо и непростительно». «Да, санкции были и раньше, как Ты и говоришь,— продолжил он.— Но, наверное, отлично помнишь, как в 2016 году многие из них были отозваны решением ЕС, поскольку мы поверили в прогресс, в искренность намерений отказаться от репрессий, направленных против оппозиции, чему свидетельством было освобождение политзаключенных. Руководство вашей страны собственноручно разрушило эту надежду, как и те хрупкие признаки налаживаемого сотрудничества и конструктивного диалога».

Выход из «морального и политического тупика», по словам господина Линкявичюса, только один — «новые, прозрачные демократические выборы».

Линас Линкявичюс был не единственным, с кем Владимир Макей пообщался в среду. Ему также позвонили министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо и Уэнди Мортон, занимающаяся европейской и американской проблематикой в британском внешнеполитическом ведомстве. «По просьбе итальянского коллеги, выразившего озабоченность поствыборными событиями в Республике Беларусь, Макей проинформировал о внутриполитической ситуации в стране. Глава МИД Беларуси акцентировал важность объективной, всесторонней оценки последних событий, заверив в готовности к конструктивному диалогу с зарубежными партнерами по данной теме без угроз и вмешательства во внутренние дела»,— заявили в пресс-службе МИД Белоруссии. О разговоре с госпожой Мортон в Минске отчитались примерно так же, добавив лишь фразу о недопустимости «санкционного вмешательства».

Высказывались в среду на тему иностранного (в том числе российского) вмешательства и оппозиционеры. «Наш комитет, мы не справимся с этой ситуацией. К сожалению, наше гражданское общество сильно, но не так еще сильно. И поэтому нам нужна помощь мира, может быть и России, если мы сможем ее вместе привлечь,— заявила член президиума Координационного совета оппозиции, нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич.— Надо как-то, может быть, и (президента РФ.— “Ъ”) Владимира Путина привлечь к разговору, и мир, чтобы Лукашенко понял: нельзя ставить свою жизнь, жизнь своей семьи на одну доску со своим народом». Эти слова писательница произнесла возле здания Следственного комитета, куда ее, как и других членов Координационного совета, вызвали на допрос. Правда, госпожа Алексиевич воспользовалась правом не свидетельствовать против себя и отказалась отвечать на вопросы. Поэтому в здании она провела не больше 40 минут.

Кто вошел в координационный совет белорусской оппозиции

Смотреть

Тем временем кандидат от оппозиции на президентских выборах-2020 Светлана Тихановская, которая считает себя победителем голосования, высказалась об иностранной помощи совсем иначе. «Мы получили всю поддержку, на которую могли рассчитывать, это было важным для нас,— заявила она в интервью французской газете Le Monde.— Но нам не о чем просить наших зарубежных друзей. Мы сами должны урегулировать внутренние проблемы». Говоря о диалоге с Москвой, она также отметила, что «момент для этого не настал».

В белорусской оппозиции обращают внимание на то, что Москва занимает однозначную позицию и вряд ли сможет выступить беспристрастным арбитром.

Очередным доказательством этого стало обнародованное во вторник вечером заявление МИД РФ — как раз по поводу роли и политики Литвы. «Трудно расценить иначе как вмешательство во внутренние дела другого государства тот факт, что, заявляя о якобы "нелегитимности" прошедших в Белоруссии выборов, литовские власти публично называют Александра Лукашенко "бывшим президентом", вводят против него санкции. При этом Вильнюс предоставил одному из участвовавших в выборах кандидатов убежище на своей территории и организовывает ее встречи не только с руководством самой Литвы, но и высокопоставленными представителями США и стран ЕС, призывая "к решительным международным действиям"»,— говорится в комментарии официального представителя МИД России Марии Захаровой. Обвинив литовские власти в «раскачивании ситуации», она добавила: «Неприкрытое вмешательство в дела соседнего государства стало обычной практикой для Вильнюса, активно работающего и с представителями российской так называемой несистемной оппозиции». «Вот только не следует забывать, что стремление тушить пожар, заливая огонь керосином, может быть весьма опасно и для любителей подобных технологических опытов»,— резюмировала госпожа Захарова.

Кирилл Кривошеев

От выборов до отставки

Как долго лидеры держались на своем посту в условиях протестов

Читать далее

Вся лента