В Ливии требуют смены режимов
Из доверия граждан вышли оба враждующих лагеря
Почти неделю в разных городах Ливии не прекращаются протесты, охватившие как западную, так и восточную часть расколотой страны. Демонстранты требуют отставки своих руководителей: одни — Файеза Сарраджа, возглавляющего Правительство национального согласия (ПНС), другие — Халифы Хафтара, главнокомандующего Ливийской национальной армии (ЛНА). Народные волнения — неучтенный фактор в раскладе сил в Ливии. Ситуация может выйти из-под контроля властей в обеих частях страны и помешать планам международных посредников, стремящихся примирить враждующие лагеря.
«Народ хочет падения режима!» — этот традиционный лозунг арабских революций вновь зазвучал на улицах Триполи в воскресенье, спустя девять лет после свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи. В этот раз сотни демонстрантов требовали отставки Правительства национального согласия и его главы Файеза Сарраджа. Демонстрация в Триполи была организована во многом в знак поддержки протестующих, вышедших на улицу в других районах западной Ливии, подконтрольных ПНС. И в столице, и в других городах люди протестовали против роста цен, нехватки воды, отключений электричества, безработицы, отсутствия должной помощи инфицированным коронавирусом и коррупции.
В Триполи воскресные протесты вылились в столкновения: неизвестные люди в военном камуфляже открыли огонь по демонстрантам.
Есть информация о погибших и раненых. По опубликованным в среду данным Amnesty International, шесть человек пропали без вести. В ливийских соцсетях пишут, что за арестами и обстрелами демонстрантов стоят структуры, связанные с МВД. Как пояснил “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов, речь идет о четырех группировках, делящих власть в Триполи (так называемой большой четверке),— формально все они входят в состав МВД, но каждая ведет собственную игру. Однако многие ливийцы возлагают ответственность за насилие лично на министра внутренних дел ПНС Фатхи Башагу. Более того, в соцсетях распространяются слухи, что силовики привлекли к подавлению протестов сирийских наемников, которых ранее перебросила в страну Турция для борьбы с Ливийской национальной армией Халифы Хафтара.
Власти обвиняют в обстреле демонстрантов неких «провокаторов».
«Мирный протест и выражение мнения — право, гарантированное каждому гражданину, и мы должны внимательно прислушиваться к голосу улицы. Злоумышленники — не демонстранты, а те, кто скрывался под видом сотрудников службы безопасности. Именно они — преступная группа, которая открыла огонь»,— написал в своем Twitter Фатхи Башага и пообещал провести расследование. В то же время среди сторонников ПНС зазвучали голоса, утверждающие, что протестующие — предатели и за ними стоит Халифа Хафтар.
Глава ПНС Файез Саррадж, выступая в понедельник, не стал обвинять своего соперника на востоке в организации протестов, тем более что на территории, подконтрольной Халифе Хафтару, также проходят демонстрации под такими же лозунгами, как и в Триполи. С той только разницей, что там протестующие требуют отставки своих политиков. В то же время господин Саррадж не упустил возможность возложить ответственность за кризис в стране именно на фельдмаршала Хафтара. «Навязанная нам война длилась 14 месяцев, и она способствовала ухудшению условий жизни. Хафтар, начавший эту войну, отвергает любые мирные инициативы, не предпринимает шаги по установлению безопасности и стабильности в стране, а напротив, настаивает на прекращении добычи и экспорта газа и нефти — источников существования для ливийцев»,— сказал он. Впрочем, глава ПНС признал и долю ответственности властей в Триполи за кризис. Он пообещал провести перестановки в правительстве, опираясь на принцип «чистоты рук», а также призвал к решению политических разногласий, проведению выборов в марте следующего года и централизации власти, отсутствие которой в том числе и привело к перебоям с электричеством. «Однако остается вероятность политического сговора, который воспрепятствует проведению выборов»,— добавил он.
Речь идет о фактическом отказе Ливийской национальной армии пойти на условия предложенного в конце прошлой недели Файезом Сарраджем режима прекращения огня.
Среди них — демилитаризация района Сирта и эль-Джуфра, разблокирование экспорта нефти, депонирование нефтяных доходов на специальном счете до достижения политического компромисса, а также проведение парламентских и президентских выборов. Прямого ответа со стороны Халифы Хафтара не прозвучало. Однако официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари назвал инициативу Сарраджа «пускающей пыль в глаза» и «информационным прикрытием для истинных намерений» Триполи, которые, по мнению представителей востока Ливии, заключаются в продолжении наступления сил ПНС на восток, в первую очередь на город Сирт. Единственный представитель востока, выступивший с призывом о прекращении огня,— спикер Палаты представителей Агила Салех. Однако он не отдает приказов ЛНА и в целом предпочитает не вступать в открытое противостояние с Халифой Хафтаром, даже если не разделяет его позиций. Так, на этой неделе Агила Салех раскритиковал власти Триполи за применения насилия к демонстрантам, однако никак не упомянул об аналогичной ситуации на востоке страны, хотя там также зафиксированы аресты и жертвы среди протестующих. По сообщениям ливийских СМИ, как минимум один человек погиб в ходе протестов в Сирте, который находится под контролем ЛНА.
«Демонстрации происходят по всей Ливии, как на западе, так и на востоке. Народное недовольство — это тревожная ситуация, требующая неотложных решений как от Сарраджа, так и от Хафтара. Несмотря на различия в политических нарративах, разные проявления протеста в зависимости от региона, основные причины недовольства одинаковы по всей стране»,— сказал “Ъ” исследователь по ливийской проблематике в нидерландском Институте международных отношений «Клингендаль» Джалял Харшауи. По его словам, демонстрации могут повлиять на баланс сил в Ливии, особенно в случае роста репрессий. «Репрессии в любом из лагерей, на востоке или на западе, неизбежно его ослабят, а также могут привести к переходу людей на другую сторону»,— добавил эксперт, обратив особое внимание на ситуацию в Сирте, за контроль над которым борются ПНС и Халифа Хафтар. Господин Харшауи также отметил, что судьба Файеза Сарраджа в сегодняшней ситуации в Ливии не столь важна. «Главное сейчас, чтобы ПНС не производило впечатления развалившейся и нефункциональной структуры. Это важно для выживания правительства в Триполи, а также для Турции, которая ему покровительствует»,— пояснил он.
Впрочем, ПНС имеет значение не только для Турции, но и для значительной части международного сообщества, включая структуры ООН, которые сделали ставку на это правительство как на легитимную власть в Ливии и сторону на переговорах.
Теперь важно, чтобы ПНС не потеряло свою легитимность в глазах ливийцев. «Учитывая продолжающееся обнищание ливийского народа и постоянную угрозу возобновления конфликта, ливийским лидерам пора отказаться от своих разногласий и начать полностью инклюзивный политический диалог, как это было обозначено на минувшей неделе главой ПНС Файезом Сарраджем и спикером Палаты представителей Агилой Салехом»,— говорится в опубликованном на этой неделе заявлении Миссии ООН по поддержке Ливии. Оно было сделано в связи с беспорядками в Триполи. В заявлении содержится призыв расследовать акты насилия по отношению к демонстрантам. О беспорядках на востоке, которые не получили особого освещения в СМИ, в документе ООН не упоминается.