Конкуренты не оправдали ожиданий
Эксперты предсказали победу кандидатов власти на всех губернаторских выборах
Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил доклад о ходе и возможных результатах осенних региональных выборов. По мнению экспертов, на выборах губернаторов конкурентных сценариев не предвидится, хотя в Иркутской, Архангельской и Еврейской автономной областях для этого были предпосылки. На парламентских выборах «Единая Россия» победит везде, но кое-где численность ее фракций все же сократится. Что же касается недопуска к выборам ряда кандидатов от КПРФ, то, по мнению ФоРГО, проблема не в их угрозе для действующей власти, а в скандальности и недоговороспособности. В Компартии на это возражают, что власть для устранения коммунистов придумывает новые изощренные схемы.
Прямые выборы глав регионов пройдут 13 сентября в Республике Коми, Татарстане, Чувашии, Камчатском, Краснодарском и Пермском краях, Архангельской, Брянской, Иркутской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Еврейской автономной областях (ЕАО), а также в Севастополе. Депутаты региональных парламентов будут избираться в Коми, Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Рязанской и Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Авторы доклада отмечают, что ни в одном регионе нет рисков конкурентных губернаторских выборов, хотя предпосылки были в Архангельской области (из-за конфликта вокруг мусорного полигона в Шиесе), Иркутской области (из-за победы коммуниста Сергея Левченко в прошлой конкурентной кампании) и ЕАО (из-за близости к Хабаровскому краю и ареста его экс-губернатора Сергея Фургала). «Однако ни в одном из этих регионов сценарий кампании не поменялся и пока остается референдумным (то есть у кандидата от власти фактически нет реальных конкурентов.— “Ъ”)»,— говорится в исследовании. Такие сценарии обусловлены несколькими факторами:
- авторитет и популярность действующего руководителя (как, например, в Татарстане, Брянской и Ленинградской областях),
- высокая эффективность губернаторов и врио при лоббировании интересов регионов или в ходе борьбы с пандемией (Коми),
- а также нейтрализация наиболее сильных конкурентов через различные сделки — например, выдвижение их в Совет федерации (Архангельская и Брянская области).
Самое пристальное внимание, по мнению экспертов, приковано к Иркутской области из-за отставки бессменного лидера местных коммунистов Сергея Левченко, который в 2015 году победил во втором туре губернатора-единоросса Сергея Ерощенко. В прошлом году господин Левченко ушел в отставку, по его словам, под давлением Кремля (центр жестко критиковал его работу по ликвидации последствий крупного наводнения в Тулуне) и участвует в нынешних выборах как кандидат в сенаторы от своего однопартийца Михаила Щапова. «Многие коллеги сходу предположили, что в Приангарье кандидат власти снова проиграет коммунисту. Кое-кто до сих пророчит второй тур и поражение (врио губернатора.— “Ъ”) Игоря Кобзева. Однако стоило бы учесть принципиальные отличия между тогдашней ситуацией и нынешней»,— отмечают авторы доклада. По их мнению, у господина Кобзева, в отличие от экс-губернатора Ерощенко, не просто нет конфликта с местными элитами, а ему еще и удалось сформировать элитарный консенсус.
Во всех 11 регионах, где избираются парламенты, у «Единой России» высокие шансы на победу и формирование фракции большинства, отмечают в ФоРГО.
В частности, этому поспособствовала активная работа партийцев в период карантина, в том числе волонтерская деятельность. Впрочем, в некоторых парламентах фракции единороссов могут сократиться, считают эксперты — например, в заксобрании Новосибирской области, где высока вероятность прохождения в парламент нескольких кандидатов от парламентской оппозиции и самовыдвиженцев.
Также аналитики ФоРГО оценили активность оппозиционных парламентских партий. По их мнению, проблемы КПРФ с непрохождением муниципального фильтра в пяти регионах (Коми, Камчатский край, Ленинградская область, ЕАО и Севастополь) вызваны не угрозой для действующих глав или врио, а тем фактом, что новое поколение региональных лидеров КПРФ, в отличие от предшественников, не пользуется особым авторитетом, но отличается агрессивностью и чрезмерной конфликтностью. Из-за этого им сложно заключать «сделки» с другими оппозиционными партиями и «Единой Россией» ради сбора подписей муниципальных депутатов, отмечается в докладе.
У ЛДПР были бы высокие шансы на победу в ЕАО из-за близости к Хабаровскому краю, где партия очень популярна, но там либерал-демократы решили своего кандидата не выставлять, отмечают эксперты. «Справедливая Россия», по их мнению, в этом году более активна: в отличие от прошлого года, когда партия «пропустила ходы» сразу в трех регионах, сейчас она не выдвинула кандидата в губернаторы лишь в Коми (в рамках еще одной межпартийной «сделки» врио главы республики Владимир Уйба номинировал в Совфед вице-спикера Госдумы от справороссов Ольгу Епифанову).
В КПРФ с мнением авторов доклада решительно не согласились, напомнив, что коммунисты столкнулись с новыми механизмами недопуска кандидатов — например, через роспуск райсоветов, как было в Севастополе.
«Эта совершенно новая циничная технология говорит о том, что муниципальный фильтр — абсолютно пошлая и гнусная вещь,— поделился с “Ъ” заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Дмитрий Новиков.— За всем этим я усматриваю страх перед кандидатами от КПРФ». Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов уверен, что обстановка для власти сейчас неблагоприятная из-за постепенного отказа от социальных гарантий, а КПРФ выглядит на этом фоне «достаточно выгодно», и власть использует всяческие методы, чтобы максимально помешать участию коммунистов в выборах.
Зампредседателя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов заявил “Ъ”, что у партии хорошие шансы одержать победу везде, где она представлена, но усомнился в прозрачности подсчета голосов и наблюдения из-за трехдневного голосования. Эти опасения разделяет заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин: «Трехдневное голосование сформировало для оппозиции некий квест, который в том числе усиливает и финансовое неравенство между "Единой Россией" и оппозицией, потому что единороссы не тратятся на контроль вообще. А здесь пресечение жульничества и воровства становится чуть ли не столпом избирательной кампании и требует соответствующих издержек».