«Решили принять сторону простого народа»
Дмитрий Дризе — о вмешательстве властей в конфликт вокруг Куштау
Виноваты капиталисты: глава Башкирии Радий Хабиров заявил, что конфликт вокруг горы Куштау окончательно исчерпан. Генпрокуратура по поручению Владимира Путина начала проверку Башкирской содовой компании. Таким образом, многочисленные защитники природного памятника Башкирии могут праздновать победу. Гора, которую собирались приспособить под добычу известняка, остается невредимой. Однако теперь проблемы возникают у крупнейшего в стране производителя соды. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не совсем согласен с главой республики.
Про конфликт вокруг горы или шихана Куштау в Башкирии написано и показано так много, что, наверное, нет смысла в очередной раз все это пересказывать. Однако в этой истории есть несколько принципиальных моментов. Главный из них в том, что это все-таки не политический протест. Он не потрясает основ, на которых базируется российская властная вертикаль.
Прежде всего речь идет о противостоянии глубинного народа, который ратует за сохранение своего наследия, и мироедов-капиталистов. Именно поэтому у простого человека больше шансов на победу. Да, конечно, атаку на природный памятник организовали не только капиталисты. Их долгое время поддерживали местные власти: присылали ОМОН, ЧОП, пытались силой прогнать защитников горы. Те держались и были услышаны.
При этом у большого бизнеса тоже есть свои доводы, которые и приводило руководство республики, когда говорило о необходимости принести Куштау в жертву. Башкирская содовая компания — это крупнейшее системообразующее предприятие республики Башкортостан, донор местного бюджета, оно создает рабочие места, иными словами, обеспечивает жизнедеятельность региона. И ему надо где-то брать сырье. А гора, ну что гора? Можно при желании и новую насыпать. Государственные интересы важнее. Аргументы веские, но они в итоге были биты.
Башкирской содовой компании предложат новые и старые альтернативы шиханам
Есть такая версия, что на фоне Хабаровска, Белоруссии, да и в целом общей политической турбулентности решили обстановку не обострять и принять сторону простого народа. Вмешался президент и расставил точки над i. Теперь, по идее, все должны быть довольны. Федеральный центр, который все это время не вмешивался, оставался над схваткой, вовремя вмешался и теперь получает баллы поддержки. Народ сохранил культурное наследие, да и местные власти, в принципе, тоже как бы особо и невиноваты. К тому же есть повод говорить о силе общественного мнения, которое почти что в буквальном смысле горы способно двигать.
Только вот есть одно «но», и это оставляет неприятный осадок. Проблема, оказывается, в том, что доля государства в этой самой содовой компании оказалась размытой. Ей управляли частные лица. Они вместо того чтобы грамотно распоряжаться деньгами, отправляли их в офшоры. Президентом дано указание прокуратуре разобраться.
Что это значит, спрогнозировать нетрудно: БСК «закошмарят» уголовными делами и, скорее всего, вернут государству.
Но, позвольте, а кто выдавал лицензию на разработку Куштау? И главное, почему с 2018 года, когда начинались работы, никаких претензий к БСК не возникало? Где теперь брать сырье для производства соды? Да и относительно рабочих мест и бесперебойной работы предприятия также возникают вопросы. Одно лечим, другое калечим. Видно, по-другому не умеем. Или гора, или экономика — третьего не дано.