Нет таких препятствий…
Давид Душман — живая легенда советского спорта
Человек-эпоха — это не метафора. Просто биография
«Живая легенда советского спорта». Именно так называют Давида Александровича Душмана, выдающегося советского и российского тренера, которому в этом году исполнилось 96 лет. Сегодня он — единственный оставшийся в живых танкист, освобождавший Освенцим, последний выживший боец 227-го танкового батальона, полный кавалер ордена Славы.
В этом году еще до всякой пандемии из рук министра иностранных дел Сергея Лаврова он получил медаль «75 лет Победы», а в конце июля президент Владимир Путин наградил его орденом Александра Невского «за большой вклад в дело сохранения исторической памяти о событиях и уроках Второй мировой войны».
Из спортзала на фронт
Историческая память — это и есть его жизнь, невероятные повороты которой придумать нельзя, можно только одолеть.
С детских лет он увлекался фехтованием, добился больших успехов и в 1941 году приехал на соревнования в Москву. Здесь 18-летним мальчишкой и встретил начало войны.
В тот же день Душман пошел в военкомат проситься на передовую. Но не пустили — чемпион столицы среди юношей по сабле!
Однако парень оказался настойчив и вскоре все-таки попал на фронт — добровольцем. Еще недавно 10-классник, а теперь танкист. Рассказывает о фронтовом опыте лаконично и буднично: «Мы отступали с большими потерями и так докатились до Смоленской области. В сражении под Ельней (а это была первая наша наступательная операция, которой командовал маршал Георгий Жуков) наш танк загорелся. И когда я выбирался из машины, рядом с ней разорвалась мина, осколок попал мне в брюшную полость»,— вспоминает герой войны.
Дальше — операция в полевых условиях и долгие месяцы восстановления. Спортивная закалка и молодой сильный организм не подвели. Давид Александрович выкарабкался и вновь попросился на фронт. Вернулся в свою часть, вместе с ней участвовал в окружении немецкой армии под Сталинградом. Затем была Курская битва, где его настигло второе ранение. После него он снова в строю: вместе с танковой дивизией продолжил наступление на Запад.
В составе Первого Белорусского фронта прошел Белоруссию, вошел в Польшу. Здесь участвовал в освобождении Освенцима. «Единственное, что я помню,— это изможденные люди в этих полосатых халатах за колючей проволокой. Немцы все убежали, конечно, никого там не было. Все продукты, которые у нас там были, мы отдали заключенным этим, танками поломали проволоку и поехали дальше…»
О спорт, ты — мир!
В Польше, недалеко от Варшавы, Давид Александрович был ранен в третий раз, и очень серьезно: осколок снаряда попал в правое легкое, часть которого пришлось удалить. Оперировала танкиста молодая женщина-хирург, прямо на поле боя, что называется «на живую». Этой девушке герой войны обязан своей новой жизнью — иначе не назовешь…
После войны, несмотря на тяжелые ранения, Давид Душман решил вернуться в спорт: приступил к тренировкам, затем поступил в медицинский институт как спортсмен и продолжил участие в соревнованиях. Каждый поединок на фехтовальной дорожке требовал мужества и невероятного напряжения, но Душман упорно шел от победы к победе. В 1951 году молодой спортсмен стал чемпионом СССР по шпаге. Взятие этой вершины спортивное общество «Спартак», за которое выступал спортсмен, отмечало как особое достижение: впервые в истории представитель этого клуба победил в чемпионате по фехтованию.
В «Спартаке» Душман получил звание мастера спорта и в этот же клуб его распределили после окончания мединститута — как врача и спортсмена. А дальше… а дальше, несмотря на инвалидность, были институт физкультуры и диплом тренера по фехтованию. Тогда, глядя на этого молодого сильного тренера, никто и не мог подумать, что у него нет половины легкого и удален метр кишечника — следствие военных ранений.
Тренерский марафон — отдельная глава славной биографии. Среди его воспитанников — замечательные фехтовальщики, именами которых гордилась наша страна: Валентина Сидорова, Умар Мавлеханов, Тамара Евпалова… В разные годы они становились чемпионами Европы, мира, Олимпийских игр. По словам 96-летнего ветерана, его ученики 14 раз признавались чемпионами мира и четыре раза — олимпийскими чемпионами.
Особый тренерский дар Душмана был замечен и высоко оценен и за рубежом. «С начала 90-х годов я регулярно получал от федераций фехтования разных стран предложения поработать у них на контрактной основе. До переезда в Германию на постоянное жительство семь лет проработал тренером в Австрии в городе Грац. Туда приезжали спортивные деятели из Мюнхена, они наблюдали за моими тренировками, с некоторыми из них у меня сложились хорошие отношения. И когда я приехал в Мюнхен, мне сразу же доверили тренировать молодежь. Несколько из моих учеников уже стали чемпионами Баварии»,— говорит Давид Александрович.
Теперь и писатель
В прошлом году Давид Душман отметил юбилей — 95 лет. Председатель МГФСО «Спартак», в котором много лет трудился юбиляр, Анна Алешина вручила герою спартаковскую майку с номером «95». Она призналась, что с таким номером памятный подарок спартаковцу она подарила впервые, но надеется, что в скором времени сможет подарить еще одну — с замечательной цифрой «100».
В течение многих лет Давид Душман отвергал все предложения о публикации биографических записей. Он так и говорил в интервью Suddeutsche Zeitung (2015 год): «Это моя жизнь, и она умрет вместе со мной». Но со временем все же изменил свое решение и в прошлом году опубликовал воспоминания о своей насыщенной событиями жизни в книге «Война и мир... и спорт!». Эта книга, представленная в октябре 2019 года в швейцарской Лозанне, не была похожа ни на одну другую — рассказ солдата и фехтовальщика, который преодолел невероятные испытания, чтобы стать живой легендой. Вслед за первой книгой вскоре последовала новая — «То, что Доктор прописал…». Издать ее, как и предыдущую «Война и мир... и спорт!», помог президент Международной федерации фехтования (FIE) Алишер Усманов.
Давид Александрович не скрывает: впереди у него — новые творческие планы. Ветеран Великой Отечественной войны, последний оставшийся в живых танкист, освобождавший Освенцим, знаменитый советский и российский тренер по фехтованию еще многое может рассказать потомкам.
И многому научить современников: как рассказывает его воспитанница Валентина Сидорова, Давид Александрович остается верен себе в работе — требователен и строг. Сетует на то, что в немецких фехтовальных клубах подопечные не нацелены на высокие спортивные достижения, и он, который посвятил большую часть своей жизни воспитанию спортсменов высшего класса, в свои годы пытается изменить психологию учеников. Нет сомнений: у этого тренера получится. У него все получается!