Американцы ушли из регионов
Виктор Шкулев выкупил долю Hearst Corporation в сети городских порталов
Американская Hearst Corporation вышла из части бизнеса Hearst Shkulev Media, продав бизнесмену Виктору Шкулеву долю в сети из 43 региональных сайтов, включая уральский E1.ru и новосибирский Ngs.ru. Покупатель объясняет это коммерческими соображениями, эксперты же не исключают, что не обошлось без политики. Присутствие американского акционера вызывало вопросы при освещении острых проблем в регионах, а его уход может упростить привлечение субсидий и рекламных бюджетов госкорпораций.
Американский медиахолдинг Hearst Corporation продал доли в сети городских порталов Hearst Shkulev Digital Regional Network Виктору Шкулеву, рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Структуры Hearst полностью вышли из проектов, связанных с сетью городских порталов, подтвердил “Ъ” господин Шкулев. Сумму сделки он не раскрыл, при этом отметив, что сам предложил выкуп партнеру, а источником инвестиций стали его собственные средства. В Hearst Corporation не ответили на запрос “Ъ”.
Данные «СПАРК-Интерфакс» подтверждают факт сделки: зарегистрированное в феврале 2020 года АО «СГП Холдинг» господина Шкулева выкупило доли в компаниях, связанных с сетью. Структура сделки была сложной. 30 июля «СГП Холдинг» приобрел у голландской Hearst Shkulev Digital Regional Network 99% ООО «Сеть городских сайтов» и 1% ООО «Интернет-технологии», а также 20% ООО «Эйчэсди Холдинг» у ООО «Ай-пи-эйч Холдингз Восток» (принадлежит голландской International Publications Holding).
Hearst Shkulev Digital Regional Network — крупнейшая в стране сеть городских онлайн-СМИ, объединяющая 43 сайта, чьи редакции находятся в 17 городах. В ее состав входят петербургская «Фонтанка.ру» (ею Виктор Шкулев владел без участия Hearst), екатеринбургский E1.ru, новосибирский Ngs.ru, омский Ngs55.ru, челябинский 74.ru и другие популярные в регионах площадки. Все они работают на единой технологической платформе и объединены в рекламную сеть. Ежедневная аудитория сети в августе, как сообщили “Ъ” в компании, составила 1,5 млн уникальных посетителей.
Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Media, в интервью «Фонтанка.ру» 10 января 2019 года
Мы начинали с Hearst бизнес в городских порталах в ситуации, когда были совсем иные российско-американские отношения
Финансовые показатели сети не раскрываются, но, например, выручка входящих в нее ООО «Сеть городских порталов» в 2019 году составила 515 млн руб., чистый убыток — 1,4 млн руб., а аналогичные показатели ООО «Сеть городских сайтов» —110 млн руб. и 12,5 млн руб. соответственно (данные «СПАРК-Интерфакс»).
Теперь сеть городских порталов работает под брендом Shkulev Media Holding без приставки Hearst. По словам Виктора Шкулева, Hearst участвовала в структурах сети порталов с начала создания сети в 2012 году. Она также сохраняет 20% холдинга Hearst Shkulev Media, который издает в России журналы Elle, Maxim, Marie Claire и др. Hearst изначально была его соучредителем, а в 2015 году после вступления в силу ограничений для иностранных инвесторов в российских СМИ господин Шкулев, владевший 50% бизнеса, получил еще 30%.
Сделка с Hearst обсуждалась между сторонами весь последний год, знает источник “Ъ” на медиарынке. Он утверждает, что одним из поводов выкупа стали «многочисленные упреки в финансировании деятельности городских порталов в России американской стороной». Это вызывало вопросы к освещению проблем в городах присутствия холдинга, таким как протесты в сквере Екатеринбурга или взрыв в жилом доме в Магнитогорске, хотя реально к деятельности порталов Hearst не имел отношения, продолжает собеседник.
«Политических причин у сделки нет»,— настаивает Виктор Шкулев.
Глава консалтинговой группы «Пирогов и партнеры» Александр Пирогов уверен, что политика все же сыграла важную роль в сделке. «Городские порталы — одни из самых посещаемых в регионах, это хороший инструмент влияния на освещение событий. Окологосударственным структурам было бы интересно иметь предсказуемого партнера, не имеющего отношения к американским деньгам»,— рассуждает он. Сделка, по мнению эксперта, позволит проекту больше зарабатывать, а для госкорпораций упростит принятие решений о выделении ему бюджетов на освещение своей деятельности в городе и регионе. В июле «Сеть городских порталов» впервые получила субсидию Роспечати в 27 млн руб.