Онлайн-продажа перекроет канал возврата

Зачем Минпромторг разрабатывает новые правила торговли в интернете

Россиянам могут запретить возвращать товары, купленные онлайн. Как рассказали “Ъ FM” в Торгово-промышленной палате, речь идет о смартфонах, косметике, нижнем белье и сложной бытовой технике без брака и изъянов. По действующему законодательству, эти товары нельзя возвращать, если они были куплены в офлайн-магазине. При покупке через интернет у человека есть неделя, чтобы отправить товар обратно в магазин.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

В Торгово-промышленной палате хотят уравнять правила возврата онлайн и офлайн, чтобы не происходило злоупотребления правом, пояснил председатель совета ТПП по развитию электронной коммерции Алексей Федоров:

«Сейчас в законе о защите прав потребителей написано, что гражданин может любой товар в течение семи суток вернуть в интернет-магазин, в том числе и те товары, которые в обычной офлайн-торговле возврату не подлежат: нижнее белье, парфюмерия и косметика, новая электроника и техника. Офлайн вернуть такие вещи довольно сложно. Мы хотим сделать одинаковые правила и для одного, и для другого вида торговли. Российские граждане очень много товаров покупают, чтобы посмотреть, потом им все это не нравится, они это все возвращают. Не потому что даже размеры не подошли, цвета, а просто потому, что хотел, когда покупал, а потом как-то перехотел. Это чистой воды злоупотребление правилом. И защищать нужно не только потребителя, но и ритейлера, и производителя».

Текущие правила онлайн-продажи действуют до 1 января 2021 года, поэтому сейчас Минпромторг разрабатывает новые. Если предложение Торгово-промышленной палаты примут, это будет нарушать права покупателей, уверен ведущий юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов: «Законодательством прямо предусмотрено, что если потребитель приобретает товар вслепую, не может его потрогать, ощутить в реальности, то в этом случае, действительно, сразу же приобретать то, что ты только визуально можешь представить, будет являться нарушением. Поэтому законодатели предусмотрели, что ты можешь оплатить заранее товар, но когда тебе его привезут, у тебя есть семь дней для того, чтобы его осмотреть, удостовериться, что тебе такой товар нужен. И если по истечении этого срока ты не заявил требований, то в этом случае ты соглашаешься с договором купли-продажи.

На сколько сократится оборот ритейла в 2020 году

Смотреть

Нужно ознакомиться с товаром таким образом, чтобы не был утрачен товарный вид, то есть в том виде, в каком он пришел, в таком виде вы его должны вернуть. Если будут обнаружены следы эксплуатации, то есть отрезана бирка, вскрыта упаковка индивидуальная, то в этом вопросе вы уже утрачиваете право на возврат».

Аналитики указывают, что в целом у российских компаний небольшая доля возврата. Она колеблется от 3% до 15%.

Анна Никитина

Вся лента