Валюту взяли взаймы
Компании-экспортеры подстраховались от новых санкций
В июле резко увеличился объем выдачи валютных кредитов корпоративным заемщикам — до более $3,4 млрд. Лидерами роста стали Сбербанк и ВТБ, но и крупные частные банки показали опережающую рынок динамику. Запасы валюты, аккумулированной банками в условиях дедолларизации, пошли на кредиты экспортерам. Компании, опасаясь новых санкций со стороны США и Европы на фоне обострения политической ситуации в Белоруссии, предпочитают занимать валюту дома, пока можно сделать это дешево, полагают эксперты.
В июле российские банки увеличили объемы валютного кредитования корпоративным заемщикам, следует из расчетов “Ъ” по 101-й форме отчетности, опубликованной ЦБ. Объем валютных кредитов юрлицам по итогам июля составил более $3,4 млрд. Прирост за месяц составил 7,4% без учета валютной переоценки, с учетом курсового роста — на 2,5%. Крупнейшими кредиторами стали Сбербанк (+$1,2 млрд, рост на 2,1%) и ВТБ (+$1 млрд, рост на 5,9%). Но объемы наращивали почти все крупные банки. Так, у ФК «Открытие» рост составил 16% (почти $393 млн), у Росбанка — на 6,5% ($95 млн), у Альфа-банка — на 4,9% ($413,7 млн), у РСХБ — на 2,6% ($123,5 млн).
7,4 процента
составил прирост валютных кредитов за июль без учета валютной переоценки, согласно отчетности банков
Около 90% роста кредитного портфеля в валюте в июле связано с валютной переоценкой, уточнили в Сбербанке, добавив, что «банк работает с разными по структуре своей деятельности клиентами и продолжает кредитовать компании-экспортеры со стабильной валютной выручкой». По словам директора дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексея Иевлева, новые выдачи — это финансирование оборотного капитала первоклассных заемщиков, которое отражает взвешенную риск-политику портфеля банка.
Рост выдачи валютных кредитов происходил на фоне снижения рублевого портфеля у ряда банков — Альфа-банка, РСХБ, ВБРР, банка «Санкт-Петербург», Совкомбанка.
Всего в июле корпоративный кредитный портфель вырос на 1,6%, или на 684 млрд руб. ЦБ указывал, что прирост был сконцентрирован в системно значимых банках, в то время как у остальных банков из топ-100 портфели сократились совокупно на 0,8%. В июле валютизация корпоративных кредитов увеличилась до 25,4%, свидетельствует график ЦБ из «Обзора банковского сектора» за июль. Портфель корпоративных кредитов на 1 августа в целом по системе составляет 42,9 трлн руб., или 44,1% от активов.
На этой неделе аналитики Райффайзенбанка отмечали «падение запаса валютной ликвидности до нуля, несмотря на прекращение оттока клиентских средств». Объемы направленных на валютное кредитование средств банков эксперты назвали нетипично большими, «учитывая наблюдающийся уже многие годы систематический спад».
В результате отток валютной ликвидности в июле составил $3,1 млрд, «такой же отток наблюдался и в июне, когда были большие изъятия клиентами средств из банков», уточняли аналитики Райффайзенбанка. По их оценкам, запас валютной ликвидности сократился на $5 млрд и стал отрицательным, хотя в начале года еще составлял $9,6 млрд. «Отсутствие запаса ликвидности в секторе является одним из факторов, выступающих в пользу дальнейшего ослабления рубля (помимо восстановления импорта, выплаты дивидендов и сокращения продажи валюты регулятором), часть потенциала этого ослабления уже реализовалась»,— поясняли в Райффайзенбанке.
Довольно резкий рост валютных корпоративных кредитов, по мнению главного аналитика «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, отчасти может быть связан с возможными новыми санкциями со стороны США и Европы на фоне обострения политической ситуации в Белоруссии и позиции, которую занимает российская сторона. «Сейчас эти опасения усугубляет ситуация вокруг Алексея Навального,— продолжает он.— В таких условиях экспортерам проще занимать средства в российских банках, не боясь санкционных рисков. Тем более ставки по таким кредитам невысоки, с учетом очень дешевой валютной ликвидности в виде клиентских средств».
Рост кредитования в валюте может быть связан в том числе и с отменой ограничений, введенных в связи с пандемией.
Стала восстанавливаться деловая активность, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, проводятся отложенные в марте—июне сделки, компаниям потребовался значительный объем финансовых средств.