Танковое партнерство
«СГ-Транс» наращивает присутствие на рынке перевозок в цистернах для сжиженных газов
По данным “Ъ”, «СГ-Транс» продолжает консолидировать парк цистерн для сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтехимических грузов: компания нашла еще одного партнера на операторском рынке. Им стала подконтрольная Объединенной вагонной компании (ОВК) петербургская Unicon 1520, оперирующая почти тысячным парком танк-контейнеров. По мнению экспертов, партнерство обоюдоинтересное: для одних гарантированы мощности для перевозки, для других — эффективная загрузка парка.
Три источника “Ъ” на рынке железнодорожных перевозок подтверждают факт партнерства между «СГ-Трансом» и Unicon 1520. Впрочем в «СГ-Трансе» приобретение актива опровергают, а представитель ОВК подчеркивает, что бизнес компании Unicon 1520 остается в контуре группы. Детали переговоров стороны не комментируют.
По данным “Ъ”, большинство топ-менеджеров Unicon 1520 уже не работают в компании: перестановки начались еще до пандемии. Собеседник “Ъ” в одной из транспортных компаний предполагает, что до октября оператор будет ликвидирован. Источник “Ъ”, близкий к сторонам сделки, говорит, что Unicon 1520 находится в процессе реструктуризации.
Речь совершенно точно идет не о продаже бизнеса, а о формате партнерства, отмечает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Значительная часть парка Unicon 1520 предоставлена в операционный лизинг Eurotainer. По словам собеседника “Ъ” в транспортной отрасли, в компании рассматривали возврат танк-контейнеров, но договором предусмотрены существенные штрафные санкции, впрочем, утверждает источник “Ъ”, «СГ-Транс» был готов платить. О том, что обязательства и клиенты Unicon 1520 перешли «СГ-Трансу», участники рынка говорят как о свершившемся факте.
Крупнейший российский оператор газовых цистерн АО «СГ-Транс», по данным «СПАРК-Интерфакс», на 41,75% принадлежит «Вектор Рейлу» Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых. Еще 50% компании контролируют структуры депутата Александра Бабакова. Основные клиенты Unicon 1520 — «Уралхим», «Куйбышевазот», «Русвинил» (производитель ПВХ), «Фосагро», «Еврохим» и СИБУР. По данным Infoline, в управлении компании почти 1 тыс. танк-контейнеров, около 500 вагонов-платформ и 78 цистерн. В 2019 году объем перевозок компании увеличился на 62,2%, до 494,8 тыс. тонн.
Участники рынка отмечают, что сегмент наливной химии и СУГ растет. В 2018 году СИБУР и «СГ-Транс» создали паритетное СП «Нефтехимическая транспортная компания» (НХТК). За прошлый год объем перевозок СП превысил 9 млн тонн, следует из данных Infoline. В конце 2019 года, сообщал Argus, один из первых танк-контейнерных операторов в России «Спецтрансгарант» (в парке 5,3 тыс. танк-контейнеров) и «СГ-Транс» обсуждали объединение активов, что позволило бы им занять лидирующие позиции по общему объему перевозок.
Информация о дальнейшем наращивании доли «СГ-Транса» в перевозках СУГ — подтверждение тенденции консолидации рынка, учитывая то, что в конце 2019 года RailGo передала компании весь парк из 1647 цистерн для СУГ, считает господин Бурмистров. «ОВК в партнерстве со "СГ-Трансом" может повысить эффективность работы парка, в свою очередь, "СГ-Транс" последовательно наращивает долю на рынке перевозок СУГ и нефтехимических грузов. Партнерство может быть обоюдоинтересным, а его формат может меняться с учетом стратегии участников»,— подчеркивает эксперт. Он прогнозирует, что с запуском газового проекта «Роспан» «Роснефти» и Амурского ГПЗ «Газпрома» объемы перевозки СУГ вырастут.