Кто не хотел поспешать
Сторонники Алексея Навального напомнили свою хронологию его транспортировки в Германию
Сторонники Алексея Навального опровергли ранее опубликованную “Ъ” хронологию его эвакуации из Омска по версии источников в медицинских кругах. Из нее следовало, что немецкие медики якобы действовали неоперативно в истории с транспортировкой господина Навального в Германию, из-за чего вылет фактически был отложен на несколько часов. Пресс-секретарь господина Навального Кира Ярмыш написала, что «на самом деле транспортировке Алексея препятствовали только российские врачи, все документы были готовы, немецкая бригада подтвердила возможность перевозки». Глава Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Иван Жданов в эфире «Эха Москвы» добавил, что «самолет (немецкой бригады медиков. — “Ъ”) приземлился 21 августа в 12:10 (здесь и далее приведено омское время.— “Ъ”) и технически мог сразу лететь обратно с Навальным».
Координатор региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков опубликовал в четверг пост, в котором не согласился с доводами источников “Ъ”: «Речь идет о событиях недельной давности, прекрасно задокументированных,— сообщил он.— Есть вся переписка, все документы. События ночи с четверга на пятницу, когда мы занимались организацией самолета, можно восстановить поминутно». На просьбу “Ъ” предоставить упомянутые документы господин Волков ответил отказом.
В своем посте он сообщил, что ко времени вылета эвакуационного самолета из Нюрнберга (21 августа в 7:00) «были оформлены все необходимые документы», в том числе письмо из берлинской клиники «Шарите», о готовности принять Алексея Навального. Кроме того, были оформлены документы на транспортировку пациента, а «в переписке был согласован график: в 12:00 самолет приземляется, поэтому уже в 11:00 Навальный должен быть доставлен на реанимобиле в аэропорт, чтобы погрузить его одновременно с дозаправкой самолета, чтобы самолет смог вылететь без задержки». «Эта переписка имеется у меня и у многих других людей. Отрицать эти факты невозможно»,— добавил господин Волков. По его словам, все изменилось около 9–10 часов утра, когда в больнице, где находился господин Навальный, «появились люди в серых костюмах и заняли кабинет главврача»: «Врачи перестали идти на какой-либо контакт, и на утреннем пресс-брифинге с трясущими лицами и руками заявили, что, якобы, пациент нетранспортабелен и согласия на его перевозку они не дают». В 14:20 по Омску Иван Жданов сообщил, что немецкая бригада все еще не имеет возможности выйти из аэропорта.
Согласно опубликованным пресс-службой омского минздрава официальным сообщениям и видеоматериалам, в 12:00 21 августа медики на пресс-конференции в ответ на вопрос журналиста о допуске немецких врачей к оппозиционеру главврач омской больницы скорой помощи заявил, что состояние господина Навального не допускает его транспортировки и, кроме того, для нее «нужно согласовать ряд юридических вопросов». Следующее сообщение было опубликовано в 16:59. В нем впервые говорится, что омские врачи «пригласили немецких специалистов, которые прибыли в Омск на реанимационном самолете», чтобы они «ознакомились с состоянием пациента, результатами исследований». Отмечалось также, что «в настоящее время они к нам направляются».
Согласно ранее опубликованным в “Ъ” материалам, глава региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков сообщил, что немецкие врачи попали в палату оппозиционера около 18:15. Пресс-секретарь господина Навального Кира Ярмыш позже написала, что после осмотра их вывели из здания больницы через черный ход и увезли в неизвестном направлении, не дав пообщаться с журналистами. По ее словам, она и директор ФБК Иван Жданов пытались остановить машину, но их «силой оттаскивали сотрудники в штатском».
В 17:30 жена Алексея Навального опубликовала обращение Владимиру Путину, в котором просила перевезти супруга в Германию: «С 12:00 21 августа у нас имеются все возможности для незамедлительной транспортировки Алексея». До 19:30 от омских медиков, к которым присоединились московские коллеги, поступали сообщения о нестабильном состоянии господина Навального и невозможности его транспортировки. В половине восьмого вечера Кира Ярмыш со ссылкой на немецкую бригаду сообщила, что оппозиционер транспортабелен и оборудование их самолета «позволяет немедленно перевезти его в Берлин в «Шарите» в соответствии с желанием Юлии Навальной». В это же время омские медики заявили, что не возражают против транспортировки и проводят новый консилиум. В 0:40 омский минздрав сообщил, что самолет в Германию вылетит только утром: «Врачи БСМП №1 сообщают о своей готовности транспортировать пациента в аэропорт. По просьбе немецкой медицинской бригады вылет будет задержан до утра 22 августа. Это объясняется требованиями профсоюза авиаперевозчиков ФРГ, которые регламентируют условия работы летного состава: перед длительным перелетом пилотам нужен отдых».
Каким веществом мог быть отравлен Алексей Навальный
Напомним, согласно версии, изложенной источниками “Ъ” в медицинских кругах, в 12:30 приземлившимся немецким медикам предложили проехать в клинику, где находился господин Навальный, для его осмотра, но медики отказались от предложения и уехали в гостиницу. В 16:00 омские врачи приехали к коллегам и снова предложили совместный осмотр, который состоялся через час с участием немецкой бригады и продлился до 19:00, после чего медики вернулись в гостиницу. Еще через час омские врачи получили новые результаты исследований и в 20:30 провели консилиум с московскими коллегами. В 21:20 они сообщили жене Алексея Навального и немецкой бригаде о возможности транспортировки и только в 23:00 получили письменное подтверждение супруги и брата оппозиционера о желании перевезти политика в Берлин, а также отправленное по электронной почте подтверждение клиники «Шарите» о готовности приема. Немецкая бригада врачей согласовала время вылета на следующий день, 22 августа, на 8:00. Представители немецкой стороны направленные им 26 августа запросы “Ъ” об их версии омских событий пока оставили без ответа.
Митинги зависят от клинической картины
Источники “Ъ” в оппозиционных кругах сообщили, что представители внесистемной оппозиции обдумывают акции протеста, связанные с возможным отравлением господина Навального, но пока ждут очередного заявления клиники «Шарите», чтобы получить более конкретную информацию о его состоянии. Опрошенные “Ъ” оппозиционеры сообщили, что пока не имеют планов организовывать акции, тем более что до сих пор действуют ограничения, введенные из-за эпидемии коронавируса. На сегодняшний день только Либертарианская партия (ЛПР) подала заявку на проведение митинга в поддержку господина Навального в Санкт-Петербурге 29 августа, но власти уже ответили отказом, сославшись «на ограничения связи с пандемией коронавируса».
Серия одиночных пикетов и пикетных очередей в поддержку господина Навального прошла в нескольких регионах России, пока он находился в коме в омской больнице: сторонники политика требовали разрешить его транспортировку в немецкую клинику и расследовать его возможное отравление. Некоторые из активистов были задержаны, в их числе некоторые координаторы региональных штабов. Так, главу курганского штаба Алексея Шварца собираются судить за сокрытие лица на публичном мероприятии (ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ) — во время одиночного пикета он стоял в медицинской маске. Главу мурманского штаба Виолетту Грудину также задержали на акции в поддержку господина Навального. При этом она уже является фигурантом другого дела об организации незаконной акции в поддержку хабаровчан, протестующих против ареста и отставки Сергея Фургала.
В одном из региональных штабов “Ъ” сообщили, что оппозиционеры не планируют в ближайшее время участвовать в акциях поддержки, потому что опасаются повторных задержаний и арестов накануне сентябрьских выборов, где они будут участвовать как кандидаты и наблюдатели. Кроме возможности попасть на несколько дней в спецприемник, активисты боятся попасть под «дадинскую» статью УК (неоднократное нарушение закона о митингах), считает глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов. По его мнению, этому способствует состояние неизвестности, в котором пребывают оппозиционеры, которые не всегда знают, сколько на них заведено дел об административных нарушениях: «В регионах, как правило, применяются так называемые "отложенные административки", когда на активистов не сразу заводят дело, а потихоньку вызывают их в течение года для составления протоколов, основываясь на сделанных во время прошедшей акции фотографиях и видеозаписях».