Нижний Новгород — флоту
На площадке РУМО появилось производство компонентов для ВМФ
В Нижнем Новгороде стартовало производство валопроводов с гребными винтами регулируемого шага для военно-морского флота РФ — разработки АО «Объединение нижегородских судостроителей и судовладельцев». В станки на площадке бывшего завода РУМО инвесторы вложили 50 млн руб. С Министерством обороны РФ подписаны контракты на полмиллиарда рублей. Если продукция цеха зарекомендует себя в военном судостроении, объединение сможет рассчитывать на снабжение гражданского флота ОСК, полагают эксперты.
АО «Объединение нижегородских судостроителей и судовладельцев» (ОНСС) изготовило первую партию длинномерных валопроводов с винтами регулируемого шага для нужд Военно-морского флота России. В производство устройств и механизмов передачи тяги от двигателя судна к винтам инвесторы вложили 50 млн руб. собственных средств. На эти средства они приобрели старые станки, перебрали и модернизировали их, разместив в арендованном цехе бывшего машиностроительного завода АО РУМО. Завод давно проходит процедуру банкротства, но в прошлом году на промплощадке начал развиваться первый якорный инвестор, одноименное ОАО РУМО, возрождающее производство машин для малой энергетики, компрессорных станций и судовых двигателей.
По данным Kartoteka.ru, АО «Объединение нижегородских судостроителей и судовладельцев» зарегистрировано в Нижнем Новгороде в 1999 году с уставным капиталом 100 тыс. руб. Долей в 51% владеет АО «Окская судоверфь» (входит в состав UCL Holding Владимира Лисина), еще 49% принадлежат ЗАО «Судостроительная-судоходная компания». Генеральный директор Артем Лавковский. Выручка компании в 2019 году составила 8,2 млн руб. при 7 тыс. руб. чистой прибыли.
Как рассказал руководитель ОНСС Николай Горин, в условиях дефицита импортных комплектующих из-за антироссийских экономических санкций компании удалось собрать оборудование, способное производить 20-метровые гребные валы массой до 25 т и малошумные корабельные винты. «Пока мы единственные, кто в России производит эту продукцию. Однако материалы для производства валопроводов еще полностью не локализованы. На 70% они отечественные, но есть и импортные металлы. Надеюсь, что в течение пяти лет российская локализация будет стопроцентной», — сообщил господин Горин.
Создание нового производства заняло у АО «Объединение нижегородских судостроителей и судовладельцев» несколько лет: Минобороны РФ определило компанию перспективным поставщиком еще в 2016 году. К оснащению цеха инвесторы приступили в 2017 году, а год спустя начали тестировать первые валы, рассказал Николай Горин. Испытания продукции для постановки завершились в начале августа и показали, что она позволяет повысить экономическую эффективность корабля, снижая нагрузку на энергетическую установку. Длинномерные валы с бесшумными винтами повышают скорость кораблей и отменяют необходимость реверсирования (включения «задней передачи») судового двигателя, отметил генеральный директор ОНСС Артем Лавковский. Во время презентации первой партии продукции руководство рассказало о 12-ти подписанных с Минобороны РФ контрактах на общую сумму порядка 500 млн руб. Несколько валов и винтов нижегородское предприятие на днях отгрузило судостроительному заводу «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.
Предполагается, что продукцией ОНСС будут комплектоваться малые ракетные и патрульные корабли, корветы и фрегаты российского ВМФ. Компания также рассчитывает на участие в проекте строительства российских вертолетоносцев, запланированного на крымском заводе «Залив». Оптимизма нижегородским производителям добавила недавняя инспекция министра обороны Сергея Шойгу предприятий ОПК Дальнего Востока, во время которой было заявлено о расширении заказов Амурского судостроительного завода. Пока с учетом существующих мощностей и длительного цикла производства — изготовление одного валопровода с винтом занимает до 18 месяцев — предприятие обеспечено заказами на ближайшие восемь лет, говорят руководители ОНСС. По их словам, в перспективе планируются поставки валов для рыболовецкого и торгового флота.
Компания сможет рассчитывать на гражданские контракты, если ее продукция успешно зарекомендует себя на кораблях Военно-морского флота, полагает Надежда Малышева из PortNews.
Поскольку заказами по линии Минобороны РФ занимается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), валы и винты в перспективе могут заинтересовать и департамент гражданского судостроения корпорации. «В российском судостроении большой дефицит подходящих отечественных комплектующих. Если они качественные, спрос на них будет большим», — добавила аналитик.
Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что объем военных заказов в судостроении позволяет производителям комплектующих осуществлять локализацию и инвестировать в модернизацию производства. «Ключевой проблемой является недостаток у судостроительных предприятий и заказчиков информации о перспективных проектах локализации комплектующих и производственных возможностях поставщиков», — добавил эксперт.