ФРС станет еще мягче
Регулятор не повысит ставки, даже если инфляция превысит 2%
Федеральная резервная система (ФРС) США скорректировала свои долгосрочные цели, с тем чтобы иметь возможность сохранять низкие ставки и проводить мягкую монетарную политику даже в условиях, когда инфляция превысит целевой ориентир в 2%. Такое незначительное отклонение будет возможным в течение «некоторого времени» — поскольку до этого показатель был ниже ориентира. Это изменение тактики ФРС означает переход к таргетированию на основе усредненного показателя. Глава регулятора Джером Пауэлл вчера связал изменения с необходимостью адаптировать политику ФРС под новую экономическую реальность и под хронически низкие ставки.
Комитет по открытым рынкам ФРС единогласно одобрил корректировку целевых ориентиров регулятора, указав, что такое решение учитывает изменения в экономике США, происшедшие за последнее десятилетие. «Экономика развивается, и стратегия ФРС по достижению целей должна адаптироваться, для того чтобы быть способной отвечать новым вызовам»,— заявил Джером Пауэлл, выступая на конференции Федерального резервного банка Канзас-Сити. Он указал, что политика инфляционного таргетирования (когда главной целью становится стабилизация роста цен, в первую очередь его замедление) применяется во многих странах, но в США хронически низкий рост цен уже является причиной для беспокойства — так как ведет к снижению инфляционных ожиданий ниже таргета.
ФРС указала, что среднее значение ключевой ставки снизилось за последнее время до нижней границы (сейчас она установлена в диапазоне 0–0,25%) и с большой вероятностью в будущем будет оставаться таковым чаще, чем прежде. Поэтому усилились понижательные риски для занятости и инфляции (у регулятора остается меньше возможностей поддержать экономику снижением ставки).
Так что теперь в отношении занятости регулятор будет оценивать не «отклонения» от максимального уровня, а «недостачу».
Относительно уровня цен регулятор указал, что он «стремится достичь инфляции, которая в среднем составляет 2%». При этом после периодов, когда ее уровень будет несколько ниже ориентира, «регулятор будет стремиться достичь показателя несколько выше 2% в течение некоторого времени».
Объясняя решение, Джером Пауэлл сослался на то, что с 2012 года, когда были приняты прежние формулировки, средние ожидаемые темпы роста ВВП США снизились с 2,5% до 1,8%, уровень ставок в среднем в стране и в мире также снизился (причем это является следствием более низких темпов прироста населения и производительности). В итоге оценка нейтральной ставки с 2012 года снизилась с 4,5% до 2,5% (ставка, при которой политика ФРС не является ни смягчающей, ни ужесточающей). При этом улучшение ситуации на рынке труда так и не привело к росту инфляции.
Вчера же была опубликована и обновленная оценка динамики ВВП США во втором квартале этого года — спад оказался чуть менее значительным, чем свидетельствовали предварительные данные.
В годовом исчислении (то есть если бы такими квартальными темпами экономика падала в течение года) показатель сократился на 31,7%, а не на 32,9% (в первом квартале в годовом исчислении спад составил 5%). Если же считать в годовом выражении (то есть к аналогичному периоду предыдущего года — в РФ и странах зоны евро используется именно этот показатель), то снижение ВВП США во втором квартале 2020 года составило 9,1% против первой оценки в 9,5% (в первом квартале был рост на 0,3%). Уровень безработицы на фоне карантина резко вырос — до 10%, однако еще в феврале он был рекордно низким: всего 3,5%. Инфляция в июне замедлилась до 0,8% (0,9% за вычетом энергии и продовольствия). Согласно последнему прогнозу ФРС, спад экономики США в этом году составит 6,5% (плюс 5% — в 2021-м и 3,5% — в 2022 году).
«Новый подход дает ФРС больше гибкости в проведении монетарной политики, однако тот факт, что она будет крайне мягкой, мало у кого вызывал сомнения — ведь даже согласно последнему точечному графику лишь два участника комитета ждали повышения ставок до начала 2023 года»,— отмечают в ING Bank. Там полагают, что обновление таргетов приведет к некоторому повышению инфляционных ожиданий. В Capital Economics отмечают, что на практике достижение инфляции выше 2% по-прежнему остается проблематичным, более того — монетарная политика все ближе подходит к исчерпанию своего ресурса для стимулирования экономики, в том числе поэтому представители ФРС столь настойчиво указывают на необходимость и фискальных мер, отмечают эксперты.