Поговори со мной
Будущее роботов-художников
Развитие технологий в области машинного обучения и эксперименты на стыке искусства и технологий рано или поздно должны были привести к появлению того, о чем изобретатели мечтали столетиями, а писатели-фантасты писали на протяжении всего ХХ века. В прошлом году публике был представлен «первый ультрареалистичный человекоподобный робот-художник». Ее зовут Ai-Da, в честь британского математика и первого в истории программиста Ады Лавлейс (1815–1852), придумавшей прототип автоматической вычислительной машины.
«Отцом» же робота стал Айдан Меллер (от имени которого, очевидно, роботу тоже кое-что досталось). Реализовать задумку получилось при помощи докторов биологии, математики, при участии программистов и дизайнеров — выпускников Оксфорда, а также компании Engineered Art. К процессу были подключены и программисты университета Бирмингема. Процесс разработки занял около двух лет. Получившийся под их началом художник умеет рисовать, создавать скульптуры, а также говорить. Ее задача — исследовать и возможности творческого процесса, и в целом возможности развития отношений между машиной и человеком в нашу цифровую эпоху. «Ai-Da существует в художественно-историческом контексте концептуального и компьютерного искусства, и как ультрареалистичный робот она является новым шагом вперед в мире искусства,— отмечает куратор и исследователь проекта Люси Сил.— Мы пришли к такой форме из-за серьезных проблем, которые новые технологии ставят перед миром. Благодаря своему внешнему виду Ai-Da может вовлекать людей в темы, которые часто кажутся абстрактными и трудными для понимания. Людям нравится отвечать себе подобным, и человеческая внешность робота действительно помогает в этом».
В качестве художника Ai-Da уже выставлялась в Tate Modern и Барбикан-центре в Лондоне, а на 2021 год запланировано уже семь новых музейных выставок по всему миру. Одна из ближайших в этом году откроется в Женеве в здании ООН. Открытие первой выставки в коммерческой галерее намечено на 10 сентября, работы Ai-Da представит Annka Kultys Gallery в Лондоне.
Робот-художник принимает активное участие и в различных паблик-токах. Так, один из первых разговоров у нее состоялся с художественным директором Королевской академии искусств Тимом Марлоу. Запись можно найти на официальной странице проекта в Facebook. В феврале этого года Ai-Da опубликовала выступление на платформе TEDx, где рассказывала о технологиях будущего, их использовании и злоупотреблении, а также о том, как они применяются в самых разных сферах. Его посмотрело больше 100 тыс. человек.
По мнению создателей, Ai-Da представляет собой серьезный этический и художественный проект, цель которого — подчеркнуть полезные и творческие перспективы искусственного интеллекта в мире и предостеречь от неправильных путей его использования. «В связи с чрезвычайно быстрым развитием ИИ возможность Ai-Da говорить об этой важной области вызывает интерес и становится своеобразной силой добра во времена перемен. Она — важное зеркало нашего меняющегося общества. С развитием технологий она со временем становится все более важной»,— отмечают они.
Чтобы научить Ai-Da говорить, специалисты по машинному обучению выбрали широкий спектр текстов. В список обязательной литературы попали труды Солженицына, Достоевского, Замятина. На живописный же стиль художницы повлияли Йоко Оно, Пабло Пикассо и Дорис Сальседо.
Любые произведения искусства, созданные при помощи искусственного интеллекта, по-прежнему считаются совместной работой человека и машины. Первый разрабатывает код и создает алгоритм для получения определенного результата, вторая — бесконечно экспериментирует, оценивает и выдает результаты. Смогут ли подобные роботы-художники перерасти формат развлекательных экспонатов, даже перекочевав в музейные пространства из парков высокотехнологических аттракционов, покажет будущее. Но уже сейчас понятно, что на одной Ai-Da дело не остановится. Айдан Меллер готов рассмотреть предложения и уверен, что совсем скоро могут появиться новые художники, созданные по заказу их человеческих прототипов.