Торговые потоки сменят ориентиры
К каким последствиям приведет отказ от транзита грузов через порты Литвы
Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим ответом Литве на возможные санкции рискует ударить по России. 28 августа он заявил, что поручил правительству переориентировать торговые потоки с литовских портов на другие. Решение принято после включения президента и сотни белорусских чиновников в санкционный список Вильнюса. По мнению Лукашенко, это должно нанести значительный урон экономике прибалтийской республики, поскольку треть ее бюджета составляют белорусские грузоперевозки.
А торговать с Россией и Китаем восточным европейцам предложено по морю: «Если поляки и литовцы барражировали в Китай и в Россию через нас, сейчас они будут летать или через Балтику, или через Черное море торговать с Россией. А о санкционной продукции, на ту, которую Россия ввела эмбарго, пусть даже не мечтают. Мы им покажем, что такое санкции. Они зажрались и забыли что такое Беларусь. Думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами, посмотрим, кто еще кого попугает. Я поручил правительству внести предложения о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие.
Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки.
Что еще надо? А что касается их санкций в отношении нас, мы уже это проходили. Выжили тогда, выживем и сейчас»,— говорит Лукашенко.
Какими могут быть последствия такого решения Минска для самой Белоруссии и для России? Гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков полагает, что российскому бизнесу придется пересматривать цепочки поставки европейских товаров, за что, вероятно, доплатит потребитель: «Логистика выстраивается годами. Если какой-то набор номенклатуры грузов шел через прибалтийские порты, значит, это было выгоднее. Но это не единственный способ доставки товаров. Если брать балтийское море, те же порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области, вся граница с Эстонией не затрагивает Белоруссию никак. Те, кто захотят, смогут продолжить получать грузы. Придется использовать другие порты. Это вопрос времени задействования для логистики этих грузов.
Более быстрое решение наземное, но здесь придется строить какие-то более сложные цепочки.
Увеличит ли это стоимость товара? Да, конечно. В среднем в себестоимости продукции логистика составляет где-то около 10%. То есть даже если она возрастет там раза в полтора, цена конечного продукта увеличится только на 1%».
В литовском МИДе назвали решение Лукашенко нелогичным и неадекватным, отметив, что оно бьет по белорусской экономике. При этом литовский министр транспорта Ярослав Наркевич признал, что подобное ограничение повлечет определенные последствия для прибалтийской республики, поскольку грузопотоки через Белоруссию — это пятая часть перевозок по железной дороге и треть оборота Клайпедского морского порта. Вряд ли Александр Лукашенко реализует подобные меры на практике, поскольку это невыгодно, в том числе ему лично или его окружению, считает белорусский политолог и экономист Дмитрий Болкунец:
«Через Литву идет основной поток экспорта белорусских калийных удобрений. Республика в 2013 году купила 30% акций Клайпедского порта насыпных грузов, поэтому если Лукашенко сейчас пригрозит уйти оттуда, то, соответственно, компания понесет убытки. Более того, нет возможности быстро переориентировать эти потоки. То же самое касается и нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, в том числе через Литву. Блокировка же транзита через Беларусь европейских грузов вряд возможна, потому что страна получает за это приличные деньги. Вряд ли кто-то откажется от дохода за знаменитые сыры, молоко и другие продукты, мясо, которые едут через республику».
Лукашенко не в первый раз угрожает прибалтийским странам запретом на транзит грузов, напоминает замглавного редактора сайта Carnegie.ru Максим Сумаруков. И нынешние заявления официального Минска — не более чем политическая пикировка: «Если мы вспомним предыдущие кризисы, то Лукашенко точно так же угрожал транзитными доходами Литве и Латвии. Это было после 2010 года, после разгонов, чтобы заблокировать в Евросоюзе введение санкций против Белоруссии.
Например, Латвия переживает за этот транзитный поток, и тогда она выступала довольно жестко, чтобы никаких санкций против Белоруссии не вводить.
Пока, несмотря на жесткую позицию прибалтийских государств и Польши по поводу белорусского кризиса, Евросоюз в целом не проявляет серьезного желания оказывать какое-то беспрецедентное давление на режим Лукашенко. И мне кажется, что Минску опасаться особо нечего, он не будет переходить к крайним мерам. Лукашенко лишь напоминает Литве, что она тоже зависит от Белоруссии»,— говорит Сумаруков.
Почему премьер-министр Литвы заявил о вреде Белоруссии от ее собственных санкций
27 августа Александр Лукашенко сообщил, что договорился с Владимиром Путиным о рефинансировании белорусского долга в размере $1 млрд. Российский Минфин заявил, что готов рассмотреть такое предложение. В Кремле уточнили, что контакты по этому поводу продолжаются.