Школьные годы запретные
Женскому фигурному катанию грозит ужесточение возрастного лимита
Одной из самых обсуждаемых спортивных новостей недели стало объявление о том, что Международный союз конькобежцев (ISU) может поднять возрастной ценз в женском одиночном фигурном катании с 15 до 17 лет. Если это решение будет принято, ограничения начнут действовать уже в новом олимпийском цикле и в наибольшей степени затронут российскую команду.
Один из наиболее обсуждаемых в последнее время вопросов — о поднятии возрастной планки в одиночном катании среди женщин с 15 до 17 лет — войдет в повестку Международного союза конькобежцев на конгрессе в 2021 году. Теперь в ISU, согласно опубликованному в Courier сообщению главы организации Яна Дейкемы, настроены окончательно решить эту проблему, хотя с предложением увеличить минимальный возраст в женском фигурном катании федерации некоторых стран выступают уже довольно давно.
Впервые ограничения, которые действуют сегодня (спортсменки могут выступать на взрослых турнирах, если на 1 июля им исполнилось 15 лет), были введены ISU в 1996 году. Тогда причиной установления возрастных границ стали успехи юных фигуристок: к тому моменту Оксана Баюл уже выиграла в 16 лет Олимпийские игры, Мишель Кван, дебютировавшая на крупных турнирах в 13 лет, в 15 лет стала чемпионкой мира, а Тара Липински готовилась к Играм 1998 года, на которых она победит в возрасте 15 лет.
Аргументы в пользу ужесточения возрастного ценза были примерно такими же, как и сегодня: увеличение продолжительности карьеры фигуристок, укрепление их ментального здоровья и, что самое важное, понижение травмоопасности, возникающей из-за наращивания сложности.
К этим преимуществам, которые якобы удастся извлечь в случае повторного поднятия возрастной планки, сторонники ужесточения ценза апеллируют и в настоящее время. Сначала в 2018 году, сразу после Олимпийских игр в Пхёнчхане, а затем и в 2019-м ужесточить возрастной ценз предлагали курирующие фигурное катание федерации Нидерландов и Дании — стран, чьи спортсменки-одиночницы на медали крупных стартов практически не претендуют и с трудом квалифицируются даже в произвольную программу.
Если представить, что минимальный возраст будет повышен вновь, то количественно обновление правил на состав участниц топ-турниров повлияет не сильно: на последних европейских первенствах представительство фигуристок в возрасте 15–16 лет составляло около 20%, на мировых — чуть меньше 30%. И, скорее всего, вопросов по поводу вчерашних юниорок вообще не было бы, если бы они не увозили с соревнований подавляющее большинство медалей.
В случае повышения минимального возраста до 17 лет, случись это, например, десять лет назад, российская сборная недосчиталась бы огромного количества медалей.
Отечественная команда потеряла бы два золота, одно серебро и одну бронзу чемпионатов мира, 13 наград чемпионатов Европы и два первых места на Олимпиадах.
В случае с Олимпийскими играми — если вспомнить все соревнования нового столетия — в одном ряду с Юлией Липницкой и Алиной Загитовой, победившими на них в возрасте до 17 лет, окажется лишь еще одна фигуристка — американка Сара Хьюз. В Солт-Лейк-Сити в 2002 году она заняла первую ступеньку пьедестала, обойдя Ирину Слуцкую ровно на один судейский голос. Хьюз тогда было 16, и разговоры о том, что свою соперницу она просто «перепрыгала», велись также активно. За последнее же десятилетие — в случае повышения минимального возраста — ущерб понесли бы только российские спортсменки, которые продолжают «выстреливать» очень рано. Например, в минувшем сезоне в женском одиночном катании доминировали Алена Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова. Косторной только на днях исполнилось 17 лет, Щербаковой и Трусовой столько будет в следующем году.