Транспортные карты обретут «лицо»
Для чего власти вводят персонализированные «Тройки»
Карта «Тройка» сможет стать персонализированной. Пока такие проездные будут действовать в тестовом режиме. Подать заявление и получить «Тройку», привязанную к личным данным, мог любой желающий — для этого нужно было подать заявку. За сутки первую экспериментальную группу уже собрали. Как объясняют в мэрии, на персонализированной карте будут доступны новые функции: например, перенос билета в случае потери проездного, история поездок, пополнение карты удаленно и уведомления о необходимости это сделать.
Для чего это транспортной системе города? Персонализированные «Тройки» можно привязать к системе распознавания лиц и точнее отслеживать перемещения пассажиров, говорит генеральный директор Intems Алексей Титов:
«Когда у вас карта персонализированная, система знает, что это вы, там есть ваша фотография. Соответственно, если рядом с турникетом в данный момент находится камера, она может захватить ваше лицо и произвести сравнение. Причем в отличии от распознавания, в данном случае это будет верификация, потому что сравнение будет производиться один к одному. И, во-первых, оно будет быстрее, а во-вторых, точнее и лучше, чем современные системы идентификации. Конечно, все зависит от того, как система будет спроектирована. На той же самой карте “Тройка” может храниться фотография. Возможно, придется ее чуть-чуть изменить, может быть, добавить чуть больше памяти или что-то в этом роде. И, соответственно, само сравнение может производиться не с центральной базой данных, а именно с той фотографией, которая хранится на карте. Здесь практически нет никаких угроз.
То есть их данные не могут быть похищены, если фотография хранится у каждого на своей карте.
Нужно приложить какие-то гигантские усилия, чтобы взломать каждую карту, приложить, особенно если используется криптозащита. Хотя может быть выбрана и архитектура центрального хранения и сбора всех данных — это, конечно, уже и в плане киберугроз, и утечек, гораздо более проблемная история».
Сейчас персонализированные транспортные карты активно используются в европейских странах. Например, в Великобритании, Германии, Эстонии. Вероятно, для проездных, привязанных к личным данным, будут действовать другие тарифы — это плюс как для города, так и для людей, говорит председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков:
«Для отслеживания пассажиропотоков это явно не нужно, потому что карта и так уникальна. По безымянному проездному можно определить, когда им пользовались, когда заходили в метро, на каком наземном транспорте ехали, правда, нельзя выяснить, куда ехали на метро. Поэтому она не очень подходит для регулирования пассажиропотоков, ведь у нас выход из метро не по карте, а свободный. Для отслеживания пассажиропотоков нужно знать не только откуда человек ехал, но и куда. Для чего она подходит? Для всяких льготных вещей.
По идее именная транспортные карты должны стоить дешевле, чем безымянная, потому что их с радостью покупают компании с большим количеством курьеров или других сотрудников, которые часто ездят по городу по рабочим делам.
И если карта безымянная, рассчитанная на какой-то срок, допустим, на месяц, то она может использоваться гораздо интенсивнее, чем именная на месяц. Поэтому и город заинтересован в том, чтобы проездные все-таки использовались более рационально. И если дать скидку на именную карту, то это тоже логично».
Насколько перспективна идея создания единой системы оплаты парковок и проезда на общественном транспорте в Москве и Санкт-Петерб
Будет ли эксперимент с персонализированными картами «Тройка» более масштабным, в департаменте транспорта пока не уточняют. Первая тысяча добровольцев сможет выбрать собственный дизайн карты, а несколько человек получат безлимитный проезд на три месяца. Сколько желающих участвуют в эксперименте, непонятно, однако свободные слоты для записи на сайте уже закончились.