Через острова в историю
Алексей Токарев о том, почему и новому японскому премьеру тоже не отдадут Южные Курилы
Премьер-министр Синдзо Абэ, политический долгожитель Японии, уйдет в отставку из-за проблем со здоровьем. Он выразил сожаление, что не смог разрешить территориальный спор с Россией. Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Алексей Токарев объясняет, почему Курильские острова обречены оставаться «спорными территориями» для любого японского руководства и суверенной территорией развития — для России.
Я пишу эту колонку, глядя на Японию. От российского Кунашира до японского Хоккайдо — 20 км через пролив Измены. Если вы считаете, что самая дальняя точка от Москвы — это Анадырь или Петропавловск-Камчатский, вас «обманули» Герард Меркатор и его проекция карты. Дальше чем маяк Шпанберга на Шикотане у России нет ничего. До Москвы отсюда 7137 км по прямой.
По декларации 1956 года, после заключения мирного договора, мы, «идя навстречу пожеланиям Японии», добровольно передаем ей острова Малокурильской гряды (ее крупнейший остров — Шикотан). В XXI веке Россия неоднократно подтверждала, что признает действие документа. Но японцы хотят получить еще два острова — Итуруп и Кунашир,— которые несколько раз меняли суверена. Заключение мирного договора будет означать, что Япония получит Малокурильскую гряду (по-японски — Хабомаи), а Кунашир и Итуруп навсегда останутся под российским флагом.
Мало того что для обсуждения передачи Итурупа и Кунашира нет никакой документальной основы, именно эти два острова делают Охотское море внутренним с понятными геополитическими и промысловыми преимуществами.
Итуруп отделен от соседних островов проливами Фриза и Екатерины, которые не замерзают и являются океанскими воротами для Тихоокеанского флота ВМФ России. На Итурупе же находится уникальное месторождение рения. Дед нынешнего японского премьера в 1960 году заключил с США договор о безопасности, допускающий возможность размещения воинского контингента на территории Японии. То есть передача островов — это потенциальное расширение американского военного присутствия у наших границ. Логично, что в январе 2019 года министр Сергей Лавров попросил японцев дать гарантии неразмещения американских баз на Малых Курилах.
История российско-японских отношений в цитатах
Синдзо Абэ когда-то обещал на могиле отца, что приложит все силы для возвращения «северных территорий». Он не соврал. Число встреч Абэ-сына с президентом Владимиром Путиным било все рекорды. Говорили о совместной экономической деятельности. Но позиция России не изменилась. Она остается твердой, максимально открытой и понятной: заключение мирного договора, признание российского суверенитета над всеми Южными Курилами, добровольная передача Малокурильской гряды. Итуруп и Кунашир — редкий случай, когда можно сказать «никогда».
Как сама Россия управляет Курилами? На островах легко найти приметы разрухи.
В полузаброшенном военном городке Горное на стенах домов, зияющих дырами окон без рам, висят издевательские плакаты «Пусть всегда будет солнце». Местные рассказывают, что в 2005 году пролетающему над поселком министру обороны Сергею Иванову ответили в вертолете: «Там никто не живет». И министр ограничился посещением аэропорта Буревестник, в котором предложил открыть интернет-кафе для солдат.
В судоходных бухтах Итурупа, Кунашира и Шикотана ржавеют севшие на мель суда, окропляя вытекающим маслом берег. У маяка Шпанберга обвалился купол. В рубке притопленного корабля проекта 10410 береговой охраны в Малокурильской бухте среди искореженного оборудования на полу лежит газета «Коммерсантъ» за 29 сентября 2014 года. Здание храма в помещении бывшего киноклуба в Южно-Курильске скоро развалится. И если представить, что некий россиянин родился и вырос в селе Крабозаводское на Шикотане или Головнино на Кунашире и никуда не выезжал, то асфальт он видел только в кино.
По ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов» в 2020 году на Кунашире построят 8 км новых дорог, в 2021 году —16 км. Как и на Итурупе, здесь работает новый аэропорт: острова связаны и между собой и через Сахалин с большой землей авиацией, и теплоходом «Игорь Фархутдинов». Новенький Ми-8 с надписью «Правительство Сахалинской области» и кремовым салоном за 3,1 тыс. руб. показывает изумрудные склоны курильских вулканов, попутно работая общественным транспортом на маршруте Курильск—Южно-Курильск. Новые школы, спортивные залы, бассейны, гостиницы, дома пограничников, церкви, заводские цеха и магазины постепенно вытесняют бараки. В Курильске на Итурупе отличный скейтпарк для молодежи и здание районной больницы уровня зажиточного областного центра. Общественный транспорт Кунашира — новые «Уралы» и «Газели». К Головнино тянут асфальтовую дорогу. Малокурильское — самый удаленный от столицы поселок страны — напоминает большую стройку, где постоянно ездят самосвалы, а звук работающих экскаваторов заглушает чаек. Водители Крабозаводского ждут асфальт в следующем году. Пространство флага и танка, мало менявшееся с 1946 года, постепенно превращается в российскую территорию, на которой живут люди, имеющие доступ к общественным благам.
Да, японские старики, рыдающие над остовами домов, которые их заставили покинуть в 1946 году, вызывают искреннее сочувствие. Имеются и россияне, которые надеются, что придет Япония и им заплатит, поэтому они не продают свои квартиры на Курилах, а ждут. Но большинство здесь вопрос: «Хотите, чтобы Москва отдала острова?» — не понимает в принципе. Они мыслят себя не как объект торга, а как субъект жизни на островах, морем отделенных от России — их родины.
Наконец, есть еще одна причина сохранения российского суверенитета над островами, о которой, как мне кажется, почему-то практически нигде не упоминается. Напомним, выдающийся российский государственный деятель Сергей Витте, заключая Портсмутский мирный договор с Японией, который был подписан в 1905 году, после поражения России в войне, добился большего, чем ожидалось, но все равно вошел в историю как Граф Полусахалинский. Так что руководство России, решая вопрос об островах, всегда будет думать о том, каким оно войдет в учебники по истории.