Клиентам указали на выход
Interactive Brokers закрывает для россиян доступ на зарубежные рынки
Американский брокер Interactive Brokers (IB) после штрафа американского регулятора за некорректную борьбу с отмыванием денег начал серьезно ограничивать работу с российскими клиентами. По информации “Ъ”, закрытие счетов может коснуться не только физлиц, но и российских брокеров, многие из которых работали на иностранных рынках через IB. Переход к другому брокеру может привести к росту тарифов для конечного клиента.
Источники рассказали “Ъ”, что широко известный в России американский брокер Interactive Brokers (IB) начал закрывать счета российским гражданам и профучастникам финансового рынка.
IB традиционно был достаточно лоялен к российским клиентам, кроме того, он предлагал весьма недорогие тарифы и широкий круг доступа к иностранным рынкам. Однако в начале августа стало известно, что брокер получил от U.S. Securities and Exchange Commission, U.S. Commodity Futures Trading Commission и Financial Industry Regulatory Authority штраф в целом на $38 млн за некорректную работу по противодействию отмыванию денег. После этого на финансовых форумах начала появляться информация о закрытии счетов граждан. Теперь “Ъ” удалось подтвердить более широкий характер проблемы.
Как сообщил собеседник в крупной финансовой группе, трем ее компаниям пришло уведомление о закрытии счета.
«Мы сейчас активно разрабатываем план Б. Конечно, есть счета и в глобальных банках, но удобнее было работать через IB»,— пояснил он, отметив, что так работали многие российские брокеры, дающие клиентам доступ к зарубежным площадкам.
Получение уведомления от IB об изменениях условий обслуживания подтвердил первый заместитель гендиректора «Универ Капитал» Андрей Зайцев. Он пояснил, что у компании в IB открыт тип счета, который предполагает неполное раскрытие информации о конечном клиенте, также нет необходимости для клиента подписывать договор с IB. «Как мы понимаем, такой тип счета более недоступен для всех брокеров из стран с определенным уровнем риска, в список которых попала и Россия»,— сказал он.
По информации одного из источников “Ъ”, не менее 20 российских брокеров работают через IB: «Можно открыть рейтинг Московской биржи, убрать оттуда глобальные и крупные российские банки, все остальные брокеры имели счета в IB».
“Ъ” отправил запросы 23 брокерам и банкам, не ответили восемь компаний. Подавляющее большинство не подтвердили, что сейчас работают с IB. Но есть и те, кто продолжает сотрудничество. В банке «Уралсиб», например, уведомлений о закрытии счета не получали. Операционный директор ITI Group Николай Донцов сообщил, что с IB работает брокерская компания группы в Великобритании. Представитель российского брокера «КИТ Финанс» пояснил, что с IB уже около десяти лет работает дочерняя иностранная компания «КИТ Финанс Европа» и уведомления о закрытии счета она не получала.
В самом IB “Ъ” не раскрыли данные о российских клиентах. Там пояснили, что в рамках программы по борьбе с отмыванием средств (AML) проводят due diligence новых и существующих счетов и «принимают во внимание ряд факторов, включая риски по AML, связанные с местоположением клиента, вида его счета и активности клиента».
Российским брокерам, потерявшим возможность работать через IB, придется непросто.
Иностранных брокеров, лояльных к российским клиентам — единицы, а открыть счет у глобального банка дороже и сложнее. По словам собеседника “Ъ” в одной из финансовых групп, иностранные брокеры и банки стали с осторожностью относиться к российским клиентам после 2014 года.
Даже те, кто все-таки готов открыть институциональный счет, предъявляют очень существенные требования к объему бизнеса, более высокие тарифы для клиентов, при этом процесс уже даже согласованного заранее открытия счета в иностранном брокере в среднем занимает до полугода, рассказывает Андрей Зайцев. В то же время президент «Финама» Владислав Кочетков сомневается, что тарифы для клиентов вырастут существенно.