Новая технология убережет счета россиян

Насколько эффективной будет система защиты от мошенников

Российские банки и мобильные операторы придумали новый способ борьбы с телефонными мошенниками. Речь идет о создании так называемой антифрод-системы, которая будет блокировать звонки злоумышленников в кредитные организации, а также клиентам — якобы из банков. Будет ли она эффективной? Об этом — Андрей Загорский.

Фото: Михаил Гребенщиков, Коммерсантъ

Вопрос о защите россиян от хищений принадлежащих им средств мошенниками более чем актуален, только за прошлый год злоумышленники украли со счетов клиентов банков почти 6,5 млрд руб. Поэтому неудивительно, что у сотовых операторов уже есть свои варианты защиты, как, впрочем, и у многих кредитных организаций. Системы предполагается совместить и усовершенствовать, чтобы сделать противодействие мошенникам более эффективным. Новая разработка, в частности, предполагает анализ технических данных о телефонных разговорах и обмен информацией между мобильными операторами и банками, рассказал “Ъ FM” руководитель исследовательских направлений Центра финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея: «Если просто посмотреть, например, на частоту звонков или кому звонят, или откуда звонят, то можно уже, возможно, с какой-то долей вероятности предсказать, что, например, с этого номера происходит слишком много звонков, эти номера очень похожи, почему-то во время разговора также посылается сообщение на мобильный номер. Но в идеале нужно анализировать суть звонка. Можно автоматически настроить алгоритм на какие-то ключевые слова или на ключевые фразы».

Полностью оградить россиян от их действий система не сможет, но, наверняка, серьезно осложнит жизнь преступникам.

Такую точку зрения высказал владелец компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров: «Предлагается использовать большие массивы данных неструктурированной информации о сотовых телефонах, это различные онлайновые телефонные книжки, в которых сами пользователи отмечают степень благонадежности того или иного номера. Такие сервисы есть в Сбербанке, в других компаниях. Используя эти данные, а также, возможно, создав свое приложение, можно будет добиться, что, спустя несколько звонков, мошенникам придется менять телефон. Для них это только удорожание самой мошеннической схемы. Насколько это будет эффективным, покажет только уже время».

Многие эксперты отмечают, что создание антифрод-системы связано с дополнительными рисками утечки данных при обмене сведениями между мобильными операторами и банками. Однако при определенных условиях их можно практически свести на нет, считает начальник отдела информационной безопасности компании SearchInform Алексей Дрозд: «Можно сделать так, чтобы эти данные не хранились или же хранились ограниченное время, или же они были зашифрованы, или же очень сильно регламентировать доступ к этим данным. Если уделят внимание вопросам инфобиза, можно будет сделать безопасно. Есть же известный принцип: security by design, когда, разрабатывая систему, мы сразу на этапе формирования архитектуры закладываем в нее решение вопросов инфобиза. Все про этот принцип знают, практически никто не делает, потому что это дополнительные затраты».

Есть, впрочем и еще одно «но».

Антифрод-система описана в так называемом законопроекте-спутнике к уже принятому федеральному закону «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых технологий».

Новый документ в качестве исключения разрешает сотовым операторам обрабатывать содержание бесед по мобильному. Это необходимо для тестирования антифрод-системы. Хотя по закону россиянам гарантирована тайна переписки и телефонных разговоров.

Минэкономразвития, которое намерено в скором времени внести законопроект-спутник в правительство, а затем в Госдуму, заявило: если выяснится, что испытания антифрод-системы представляют угрозу для прав и свобод граждан, эксперимент будет приостановлен.

Предполагается, что разработка и тестирование антифрод-системы будут завершены в течение двух лет.

Согласно данным опросов, за последний год с попытками телефонного мошенничества так или иначе сталкивались около трети россиян — держателей банковских карт.

Вся лента