Белый дом собрался ускориться
Правительство запирает «долгий ящик» для нормативных документов
После замечаний к чиновникам из-за проволочек с подготовкой подзаконных актов Белый дом пытается повысить собственную нормотворческую дисциплину — правительство подготовило изменения в собственный регламент, направленные на ускорение разработки документов. Например, продление сроков подготовки актов будет возможно лишь с санкции премьер-министра и главы аппарата правительства. Особенно актуальной эту активность делают планы перезапуска национальных проектов — к нормативному обеспечению работы их предыдущей версии и скорости принятия необходимых решений уже были претензии.
В преддверии обновления национальных проектов Белый дом пытается повысить собственную нормотворческую дисциплину — правительство подготовило изменения в регламент собственной работы, касающиеся порядка разработки нормативных правовых актов. Поясним, претензии к работе чиновников над «нормативкой» уже не раз высказывались как самим руководством Белого дома, так и Кремлем и законодателями.
Так, в беседах премьер-министра Михаила Мишустина с сенаторами и депутатами говорилось о том, что необходимые для обеспечения уже принятых законов акты готовятся годами.
Например, депутаты насчитали около 900 «зависших» на этапе разработки документов, а по данным сенаторов, только в 2019 году число подзаконных актов, которые не были вовремя приняты, выросло на 20%, до 511. После подобных замечаний Михаил Мишустин в июле поручил чиновникам за два месяца довести до ума акты, сроки подготовки которых уже истекают,— а нынешние изменения должны решить проблему системно.
Попытки минимизировать бюрократические проволочки при разработке документов становятся еще более актуальными в свете грядущего обновления нацпроектов — проблемы с нормативным обеспечением их реализации фиксировались уже после фактически полутора лет работы над проектами 2018 года (премьер уже обращал внимание на то, что акты не подготовлены в срок, и требовал ускорения этого процесса). На этом фоне оптимизацию нормотворческих процедур, видимо, стоит воспринимать как попытку избежать подобных проблем при реализации новым правительством обновленных стратегических документов — тем более что в разговорах о законотворческой деятельности Белый дом уже приводит в качестве аргумента в свою пользу оперативную подготовку нормативной базы в рамках пакетов поддержки экономики на фоне пандемии коронавируса.
Как рассказали “Ъ” в пресс-службе Белого дома, изменения разработаны в рамках июльского поручения о доведении до готовности «зависших» нормативных актов.
Поправки предполагают, что продление сроков разработки «нормативки» впредь будет допускаться только в исключительных случаях и только лично Михаилом Мишустиным и его заместителем, главой аппарата правительства Дмитрием Григоренко.
Также предлагается зафиксировать 30-дневный срок подготовки отзывов правительства на законопроекты и их внесения в Госдуму с возможностью однократного продления еще на 30 дней — сейчас время регламентировано лишь на саму подготовку таких документов. Новый порядок предполагает, что законопроект, поступивший на официальный отзыв в кабмин, в двухдневный срок направляется аппаратом в профильные ведомства — им дается десять дней на подготовку предложений. В общей сложности представить правительству проект отзыва чиновники должны в течение 15 дней — если речь не идет о проектах изменений в УК или КоАП, он может быть продлен до 30 дней. Также поправки допускают возложение функций официального представителя правительства при рассмотрении законопроекта в парламенте на статс-секретаря — замглавы ведомства (в отсутствие назначенного представителя),— что также должно ускорить прохождение необходимых Белому дому проектов через Госдуму.