«Самые интересные задержания начинаются с фразы "да сами справимся, зачем нам СОБР"»
Истории уральских сыщиков
В 2000-х годах в Свердловской области орудовало множество мелких преступных групп: одни занимались наркобизнесом, другие — делали вид, что борются с наркоторговцами, совершая череду жестоких преступлений. Как их ловили, рассказали сотрудники уголовного розыска для книги «Ловцы банд. Место встречи...», изданной “Ъ-Урал”.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Наркобизнес из колонии
Олег Килин отбывал двадцатилетний срок заключения за убийство в колонии № 14, расположенной в поселке Пуксинка Гаринского района. Как отмечается в материалах дела, он имел хорошие организаторские способности и авторитет в преступной среде.
С ноября 2009 года по январь 2010 года он нашел себе несколько помощников на воле, через которых и организовал деятельность ОПС по продаже наркотиков. Все участники не знали друг друга и практически не сталкивались. Одни занимались закладками, другие — сбором денег, третьи — логистикой товара.
Когда оперативники ОБОП начали работать по группе Килина, они даже не понимали, что это сообщество. На нее вышли через другую группировку, которую возглавлял некий Вихорев, которого хотели от вора в законе Тимура поставить «положенцем» по городу Полевскому. Оперативники увидели, что он занимается наркосбытом и решили отследить канал поставки. Они вышли на Олега по кличке Рыба, который сидел в колонии. За ним было организовано наблюдение, были перехвачены все переговоры, которые он проводил по нескольку часов в день.
Из материалов уголовного дела Олега Килина
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Оперативники восстановили всю схему работы ОПС. Благодаря перехватам удалось узнать, кто занимается поставкой наркотиков, кто — закладками. Было задержано несколько групп ОПС, после чего оперативники Иван Кучев и Сергей Максимов выехали в колонию, чтобы взять лидера группировки. Как только Олег Килин узнал о том, что находился в разработке — Иван Кучев показал ему ежедневник с данными перехватов, — то сразу пошел на досудебное соглашение и дал показания на своих подчиненных. Он сам звонил жуликам и говорил, что его «выгораживать не надо».
В августе 2011 года Олег Килин был осужден Свердловским облсудом на 16 лет лишения свободы.
Из воспоминаний Сергея Максимова, работавшего над делом:
— Самые интересные задержания у нас начинаются с фразы «да сами справимся, зачем нам СОБР». Тут было еще интереснее — «да тут наркоманы, оружия брать не будем». Нам было нужно взять одну из групп ОПС, которая ехала с «весом». Мы договорились с ГИБДД, что те создадут искусственную пробку на въезд в Верхнюю Пышму и там под предлогом проверки документов остановят нужный нам автомобиль. Сами сели в машину, которую якобы остановили сотрудники ГИБДД.
Мы запланировали, что когда инспекторы остановят нужную нам машину, она припаркуется между нами и патрульной. Но тут произошло неожиданное — наши клиенты проехали метров 15 дальше. Нам их открыто уже не задержать — ведь прекрасно видно, когда люди толпой идут к машине. Они, видимо, начали понимать, что их принимают, сразу заблокировали двери и попытались скрыться. Мы уже добежали до них — пытаемся забраться в машину, а она визжит колесами по асфальту, крутится. Все закончилось, когда Сергей Задорин разбил стекло и смог усмирить водителя. После задержания Задорин показывает руку, а у него там чуть ли не открытый перелом — прямо кость торчит. Видимо, неудачно по стеклу ударил.
Фотогалерея
Ловцы банд — в фотогалерее “Ъ-Урал”
В Свердловской области 6-й отдел (занимался борьбой с оргпреступностью) при областном УВД был создан 25 мая 1989 года. Его начальником был назначен Александр Мочалин, который за несколько месяцев до этого возглавил уголовный розыск УВД Свердловска.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Подбор оперативного состава 6-го отдела был очень серьезным. Один из основных критериев – стаж на оперативной работе не менее пяти лет. Второй критерий – результативность оперативной работы: какая наработана агентурная сеть, сколько заведено оперативных дел, чем они заканчивались.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
В декабре 1989 года в состав свердловского 6-го отдела были дополнительно введены две должности сотрудников уголовного розыска и четыре должности сотрудников для борьбы с организованной преступностью при отделах УГРО УВД Нижнего Тагила и Каменска-Уральского.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Первые попытки систематизировать организованную преступность
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Одним из первых дел шестого отдела было дело о взятках в отношении замначальника ГАИ Екатеринбурга Юрия Демина (позже 13 лет возглавлял ГИБДД Свердловской области)
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Во второй половине 1980-х годов в Свердловской области разбойными нападениями занималась банда Евгения Ворожцова. Их целью было хищение дефицитного в то время автотранспорта. Как вспоминают оперативники, по делу проходило около 500 человек, эпизоды исчислялись тысячами. Только приговор лидеру банды Ворожцову содержал восемь томов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Алексей Трифонов (Трифон) и Андрей Овчинников (Овчина или Банзай) были хорошими друзьями. В 1988 году они вместе проходили по делу банды Азарченкова. В результате оперативной игры, Трифон и Банзай решили, что каждый из них сдал другого. После выхода из СИЗО Овчина решил «заказать» Трифона, но тот об этом узнал и принял превентивные меры – машина Овчины была расстреляна из автоматов в январе 1990 года. Правда, Трифону удалось избежать смерти.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По делу Трифона и Овчины было осуждено 19 человек. Алексею Трифонову дали 10 лет лишения свободы, а Андрею Овчинникову – 14 лет.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В криминальном мире Свердловска (в 1991 году городу было возвращено название Екатеринбург) в середине восьмидесятых выделялись криминальные группы: «визовские» Валерия Черепанова (Черепан), «центровые» и Геннадий Мурадов (Аваренок), «вторчерметовские» и Михаил Велькин, «уралмашевские» и Валера Жук, «втузгородские» Николая Азарченко и группировка Андрея Беньяминова.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В Свердловской области исторически находилось большое количество тюрем и колоний. Свердловск, Нижний Тагил и ряд других областных городов в советское время отличались достаточно высоким уровнем доходов граждан и были привлекательны для криминальных элементов. Поэтому представителей уголовной среды, так называемых «синих» в области всегда было с избытком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1989 году лидерами «центровых» были Геннадий Мурадов (Аваренок), Эдуард Казарян, Павел Тарланов, Олег Вагин, Павел Свобода (Булочник). Аваренок был особенно близок с Вагиным и Булочником, а Казарян был ближе к Павлу Тарланову. Особую роль в становлении «центровых» сыграл отец Павла, «цеховик» российского масштаба, Игорь Павлович Тарланов. Он имел обширные связи в милицейских и криминальных кругах (например, был знаком с вором в законе Дедом Хасаном).
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
ОПГ «Новая Гильдия» состояла из числа сотрудников службы безопасности одноименного АОЗТ. Ее возглавлял Андрей Бубенщиков. В «Гильдии» под видом службы безопасности действовал боевой отряд, которым руководил Игорь Смирнов. В арсенале находились автоматы Калашникова, пистолеты ПМ и ТТ, бандиты передвигались на бронированных автомобилях. По оперативным данным, на счету группировки не менее 11 убийств.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1995 году по Екатеринбургу прокатилась серия разбойных нападений на магазины. Из них похищали дорогостоящие компьютерные комплектующие и игровые приставки Dendy и Sega. Грабители в форме сотрудников милиции и инкассаторов использовали в качестве устрашения ножи и огнестрельное оружие.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Оперативное дело в отношении банды братьев Александра и Владимира Коротковых проходило под условным названием «Крысы». В середине девяностых в течение суток в Екатеринбурге совершались десятки убийств, но самыми «дикими» убийцами были члены банды Коротковых.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1994–1995 годы в Режевском районе Свердловской области действовала дерзкая банда Василия Ширяева по прозвищу Карась. Она занималась вооруженными нападениями на местных состоятельных граждан, складские помещения АОЗТ «Белый камень» и ООО «Мардима-Урал», магазины «Сударыня», ТОО «Глазурь», АОЗТ «Металлист» и другие объекты. В деле 12 преступных эпизодов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Правоохранительные органы Екатеринбурга менее чем за месяц раскрыли убийство руководителя и генерального конструктора ОКБ «Новатор» Валентина Смирнова. Сотрудники объединенной оперативно-следственной группы задержали непосредственного исполнителя убийства. Ранее были задержаны заказчик – коммерческий директор ТОО «Новатор» Юрий Пинженин, а также четверо посредников.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
С 1996 по 1999 годы в Екатеринбурге действовала крупная группировка Валерия Зиятдинова. В нее входили Вадим Коновалов, Вадим Бесов, Виталий Рыжков, Александр Антропов. О жестокости бандитов говорит тот факт, что на закате своей криминальной деятельности они жестоко расправились со своим подельником Гари Шириняном. Его вывезли в район воинской части на ул. Пехотинцев, где убили ножом и туристическим топориком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Группировка Александра Поддымова и Александра Терещенко была небольшой, но действовала очень дерзко. Согласно материалам уголовного дела, она совершала разбои в 2001–2002 годы. Самым резонансным преступлением в их криминальной карьере стало убийство сотрудников ППСМ Октябрьского РУВД Екатеринбурга, которые решили проверить у них документы.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В начале 2000-х на Серовском тракте грабила дальнобойщиков банда Эмзара Аракелова из Нижнего Тагила. В ней состояли наркоманы. Для налетов они использовали форму сотрудников милиции.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По официальным данным, ОПГ «Ностальгия» возникла в 2003 году в Краснотурьинске, ее лидером был Константин Шмелёв. Свое название ОПГ получила за то, что базировались в здании заведения «Ностальгия». Банда занималась разбойными нападениями.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Верхотурье считается духовной столицей Урала за счет своих уникальных монастырей и храмов. Но из-за наличия в нем пенитенциарных учреждений, в частности, колонии № 53, в городе сильны и воровские традиции. В 2014 году криминальный мир назначил «смотрящим» за городом местного авторитета Сергея Машагина 1984 года рождения. В Верхотурье вернулись девяностые: проблемы решались наездами и «стрелками», собирались деньги в «общак».
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Ирбитские спортсмены
В 2005–2010 годах в Ирбите действовала банда братьев Малаховых. Изначально ей руководил старший брат Михаил Малахов (Малах-старший), который в начале 2000-х годов создал свою боевку из молодых «качков»-спортсменов. Позже он был объявлен в розыск по одному из разбойных нападений. Лидером банды стал его брат Александр. По версии следствия, группировка совершала разбойные нападения, хищения огнестрельного оружия и боеприпасов, вымогательства. Однажды бандиты похитили грузовик КАМАЗ-54115 из Ирбитского ремонтно-монтажного комбината.
К каждому преступлению члены группировки тщательно готовились. Они заранее выбирали объект нападения, выслеживали жертв, распределяли роли в каждом конкретном нападении. Как отмечается в материалах дела, при совершении преступлений «действия нападавших носили дерзкий и циничный характер». Они использовали шапки-маски, перчатки, огнестрельное и другое оружие.
Для того чтобы узнать, где хранятся ценности, они пытали жертв. Например, в октябре 2010 года при нападении на семью предпринимателя Воинкова в Ирбите они обмотали хозяина дома и его жену скотчем, оставив только маленькое отверстие для рта, чтобы жертва могла говорить. Мужчине они отрезали мочку уха в качестве акта устрашения.
Правда, добиться от потерпевших они ничего не смогли. Но именно после этого нападения оперативники вышли на след злоумышленников и задержали их по одному.
Банда ирбитских спортсменов
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
18 ноября 2010 года сотрудники ОБОП УУР задержали участника ОПГ Александра Шахбазяна по кличке Шах. Позже были задержаны остальные бандиты, включая Малаха-старшего. Александр Малахов скрылся, был объявлен в федеральный розыск. В ноябре 2017 года его задержали сотрудники ОБОП (в момент задержания при нем был паспорт на другую фамилию).
В ходе расследования оперативники выяснили, что у Михаила Малахова была любовница в местных правоохранительных структурах, поэтому банде долго удавалось оставаться на свободе.
В ходе судебного рассмотрения, один из участников ОПГ Матвеев, находясь в СИЗО, позвонил председателю Ирбитского суда и пригрозил ей расправой. Некие лица даже пытались взломать квартиру судьи, после чего она была взята под государственную защиту. За серию разбоев члены банды были осуждены в 2013 году к реальным срокам лишения свободы от 6 до 12 лет.
Из воспоминаний Вячеслава Коновалова, работавшего над делом:
— Члены группировки пытались подводить под свою деятельность некую положительную идею. Например, они решили бороться с распространителями наркотиков и нападать именно на них. Но зачастую нападения происходили по надуманным основаниям. Например, у них был эпизод с вымогательством у некоего Пряничникова, которого можно назвать арт-директором местного увеселительного заведения, где собирается местная золотая молодежь. Малаховы вышли на него и начали прессовать — мол, ты явно наркотиками торгуешь. Вывезли в лес, избили, забрали машину.
Нападение на предпринимательницу Баранову в поселке Зайково они хорошо спланировали. На доске объявлений они увидели информацию о том, что фирма «Урим», которую возглавляла Баранова, готова приобрести трубы. Члены группировки позвонили по указанному телефону и договорились о встрече на краю деревни, где было заброшенное СПХ. На встречу с заказчиком они загримировали с помощью театрального реквизита из ирбитского театра одного из своих людей. Когда покупатель с псевдопродавцом поехали на грузовой машине в Зайково, чтобы погрузить товар и заключить сделку, их ждала засада. Члены группировки вылетели с двух сторон в масках и под угрозой оружия забрали деньги — около 2 млн руб. Когда мы получили информацию об этом, то поехали в Ирбит. Подняли архивные дела, нашли свидетелей.