Москва. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Первая деревянная постройка
Альбом 1924 года
При возведении первого деревянного Мавзолея в 1924 году обошлись без конкурсов. В ночь с 23 на 24 января архитектор Алексей Щусев получил от Советского правительства задание: срочно, за трое суток, спроектировать и построить на Красной площади временный мавзолей, который должен быть готов ко дню похорон Владимира Ильича. От архитектора требовалось, чтобы мавзолей был не грандиозным, но величественным и вписывался в архитектуру площади. А еще давал бы возможность трудящимся проститься с вождем, то есть был бы доступен для массового посещения.
Уже утром 24 января эскиз Щусева, предполагавший строительство здания ступенчатой композиции с лаконичной надписью «ЛЕНИН» над входом, был утвержден правительственной комиссией. Еще за двое с половиной суток на Красной площади над выдолбленным взрывами в мерзлом грунте склепом был построен первый деревянный мавзолей трехметровой высоты — темно-серый куб со ступенчатой пирамидой (он на фото). 27 января 1924 года здесь и захоронили Ленина.
В феврале было решено поместить гроб с телом вождя в стеклянный саркофаг с циркуляцией охлажденного воздуха. А в марте все того же 1924-го по указанию властей началось проектирование постоянного Мавзолея. Дело вновь поручили Алексею Щусеву, а проект хрустального саркофага исполнял другой знаменитый русский архитектор ХХ века — Константин Мельников. Второй Мавзолей, также деревянный, построили к 1 мая 1924-го; он стал прообразом сохранившегося до наших дней, объединив в одном сооружении черты усыпальницы и трибуны для особо важных госцеремоний.
Третий Мавзолей, из кирпича и гранита, был построен в 1929–1930 годах. На его трибуне стояли все советские вожди, но лишь одному из них, Иосифу Сталину, довелось — посмертно — стать «соседом» Ленина по Мавзолею: второй саркофаг пребывал здесь с марта 1953 года по октябрь 1961 года.
Но в далеком 1924-м, запечатленном на этом фото, представить, сколь бурная жизнь уготована этому сооружению, конечно, никто не мог. Как, впрочем, и вообразить, что Мавзолей будут предлагать переделать в постамент гигантской статуи Сталина, затем перестроить в православную часовню, а спустя почти век объявят национальный конкурс на его «реиспользование». Обо всем этом, а также о том, почему так сложно вписать Мавзолей в новые времена, хотя постоянно хочется,— в материале «Ленинским конкурсом».