В вечных поисках себя
Чем Роберт Паттинсон заслужил роль в главной кинопремьере сентября
В российский прокат выходит, наверное, самый ожидаемый фильм года — необычный шпионский триллер «Довод» Кристофера Нолана. В этой истории про предотвращение мировой войны и игры со временем одну из главных ролей исполнил Роберт Паттинсон. Этот актер уже не раз демонстрировал свой мощнейший талант, однако до сих пор есть те, кто отказывают ему в даре. Специально для «Коммерсантъ Стиль» киножурналист Дмитрий Барченков рассказывает о герое по имени Нил из «Довода» и о том, почему пора уже всем полюбить Роберта Паттинсона.
Вездесущая улыбка
Безымянный агент спецслужб (Джон Дэвид Вашингтон) после неудачного задания в украинской опере внезапно становится частью другой миссии — по предотвращению глобальной войны, где каким-то образом замешана технология из будущего. Для выполнения порученного ему нужно провести целый ряд операций в разных городах мира, в духе лучших приключений Джеймса Бонда. Своеобразным помощником протагониста выступит обаятельный незнакомец, который представится именем Нил. В течение фильма он будет слишком ненатурально появляться почти во всех местах действия, а его улыбка не только показывать, что герой знает больше положенного, но и, конечно, приковывать к себе взгляды зрителей.
Эта улыбка принадлежит 34-летнему британцу Роберту Паттинсону, одному из самых известных вампиров в истории кино и нынешнему любимцу кинофестивалей. Режиссер Кристофер Нолан обычно на ведущие роли в свои ленты не проводит кастинг, а выбирает актеров прицельно. Последние работы Паттинсона убедили автора «Начала» и «Дюнкерка», что никто другой Нила лучше не исполнит. И действительно, без шарма Роберта слишком напряженный и, как отмечают зарубежные критики, лишенный юмора «Довод» однозначно потерял бы.
Неправильное отношение
Жизнь сыграла очень любопытную шутку с Робертом Паттинсоном. Актер, по крайней мере, по его же словам, никогда не планировал становится голливудской звездой. Его всегда в первую очередь привлекали независимые режиссеры и их творческие эксперименты. Далеко не блокбастер «Гарри Поттер и Кубок огня» с погибающей надеждой Хогвартса Седриком Диггори дал актеру громкий старт, после которого «мэтч» с инди-режиссерами был буквально ему заказан. Но молниеносного успеха не случилось, пока Роберт не прошел пробы на роль в фильме как раз независимой режиссерки Кэтрин Хардвик. Вроде бы все складывалось по плану, но фильм Хардвик «Сумерки» стал, конечно, не столько ревизионистской инди-драмой, сколько предметом обожания у подростков. А вокруг героя Паттинсона Эдварда Каллена и вовсе сложился целый культ. Именно на нем будущие четыре фильма франшизы, к которым Хардвик уже не имела никакого отношения, и будут держаться, параллельно все больше и больше теряя в качестве (в пользу масштаба и алогизмов) и тем самым отвращая фанатскую армию.
Причем и с самим Паттинсоном Каллен расправится довольно беспощадно: приклеит к нему ярлык голливудской звезды-романтика (фильмы тех лет «Помни меня» и «Воды слонам!» его лишь укрепят), а после заставит еще не раз доказывать свою состоятельность и все время натыкаться на неправильное отношение и жуткий скептицизм зрителей, не пробравшихся дальше тех самых «Сумерек». А ведь актер сам же смеялся над его заточением в образе белокожего вампира и при этом продолжал искать себя и свой голос. Например, в каннских премьерах — не самых удачных картинах арт-сторожила Дэвида Кроненберга «Космополис» в 2012-м и «Звездная карта» в 2014-м, или неовестерне «Ровер» Дэвида Мишо.
Разрыв шаблона
Настоящий баг в системе актеру удастся устроить лишь в 2017-м, когда он появится в роли мелкого преступника Конни в криминальном фильме братьев Сафди «Хорошее время». Кстати, недавно режиссеры и сценаристы выпустили триумфальную Netflix-ленту «Неограненные драгоценности» — еще один драматический актерский апгрейд. На этот раз американского комика Адама Сэндлера. Для образа в «Хорошем времени» же Паттинсон не только изменил цвет волос, но и полностью переработал манеру своей актерской игры. И с этими успехами напросился в космодраму постановщицы Клер Дэни «Высшее общество», а потом и был отобран режиссером Робертом Эггерсом в его хоррор «Маяк».
Последний стал как раз тем экспериментом, которых так искал Паттинсон еще с начала карьеры: стилизация под фильмы прошлого, сильная мифологическая база и пространство для профессиональных исканий.
Напомним, что центральные персонажи «Маяка» (компанию Паттинсону составила живая легенда Уиллем Дефо) на протяжении почти двух часов «кошмарят» друг друга различными способами, выдавая целый спектр человеческих состояний: от непонимания и растерянности до злости и безумия.
Герой нашего времени
«Довод» наконец показывает, в каких работах Паттинсону самое место. Формально фильм Нолана — это студийный блокбастер, экшн-кино с погонями и взрывами.
Но при этом режиссер все завязанные на этих определениях стереотипы пусть и не очень удачно, но ломает своими глубокими идеями и философским подходом.
Таким образом, перед нами своего рода авторское кино, которое перестало быть независимым. И Паттинсон туда вписывается как никто лучше.
Во время первого съемочного дня на площадке у Нолана актер узнал, что утвержден еще на одну крайне громкую роль — Бэтмена в новом прочтении от режиссера Мэтта Ривза («Монстро», ребут «Планеты обезьян»). В недавнем интервью GQ Паттинсон спокойно признается, что «забивает» на тренировки, без чего обычно не обходится подготовка к супергеройскому кино. Первый тизер «Бэтмена» показывает его версию героя совершенно отличной от предшественников.
Паттинсоновский образ чуть ли не идеально соответствует современному переосмыслению маскулинности. Мы уже не увидим грозного и громадного защитника — его глаза расплываются от черных теней, а сам он худощав. Так, Роберт с его вечным поиском себя, с одной стороны, продолжает создавать в большом кино что-то новое, а с другой — становится действительным героем нашего времени.