Пекин замолвит слово за TikTok

Как принятый Китаем закон повлияет на продажу компании

Пекин перехватил инициативу в сделке по продаже TikTok. Власти КНР приняли закон, ограничивающий экспорт технологий рекомендации контента. Именно так работает приложение: оно предлагает пользователям видео на основе их предпочтений. Теперь, чтобы продать компанию, необходимо получить разрешение у китайского правительства. Как это отразится на переговорах? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Dado Ruvic/Illustration/File Photo, Reuters

США ввели санкции против TikTok больше месяца назад. Все это время СМИ писали о кулуарных переговорах, в которых принимали участие материнская компания сервиса ByteDance, представители Microsoft как потенциального покупателя и неких чиновников из администрации Белого дома. Официальный Пекин в переговорах задействован не был, лишь из уст китайских дипломатов периодически озвучивалось, что санкции нужно отменить — это давление, провокация и проявление недобросовестной конкуренции.

Новый закон перевернул ситуацию с ног на голову: теперь финальное слово точно за Пекином. Но это не значит, что у китайских властей есть какая-то стратегия, рассуждает управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев: «Думаю, что это было сделано для того, чтобы иметь право голоса при совершении этой сделки. Это дает китайскому правительству в том числе право наложить бан на эту сделку, либо, наоборот, одобрить ее в зависимости от условий и сторон. Мне сложно сказать, насколько будет реализуема сделка. Конечно, китайцы исходят из того, что в данном случае именно такой политикой навязываются определенные условия, то есть условия по продаже компании. Но в то же время они понимают, что американский рынок для них, наверное, самый привлекательный, следовательно, будет найден какой-то компромисс».

С одной стороны, это только усложняет жизнь TikTok. Ведь если компания хочет остаться на американском рынке, им нужно договориться с покупателем, и на это осталось всего два с половиной месяца. А теперь придется договариваться еще и с китайскими властями, и неизвестно, какие интересы они преследуют. Журналисты CNBC спросили у исполняющей обязанности главы TikTok Ванессы Паппас, какое будущее у компании. Та ответила уклончиво:

— Мы изучаем несколько вариантов развития событий. Но мы все уверены в успехе TikTok. Конечно, мы хотим быть ответственной компанией и позаботимся о наших сотрудниках, вне зависимости от сценария. Но мы убеждены, что исход будет положительным для нас, и он наступит совсем скоро.

— Позитивный исход, вы имеете в виду продажу бизнеса Microsoft или Walmart и Oracle? Похоже, вы считаете, что произойдет именно это?

— Я бы сказала, что мы уверены, что исход будет позитивным. Мы изучаем несколько вариантов. К сожалению, прямо сейчас ничего больше сказать не могу.

Ситуация действительно остается слишком неопределенной. Никто из участников переговоров не делится параметрами будущей сделки. Есть лишь утечки в СМИ, например, о том, что запрет TikTok якобы лоббировал глава Facebook Марк Цукерберг. По данным The Wall Street Journal, во время частного ужина в Белом доме он объяснял президенту, что рост китайских технологических компаний — это угроза американскому бизнесу, и стоит посмотреть на TikTok, а не придираться к его компании. Facebook как раз тогда критиковали за незаконный сбор данных пользователей.

Кстати, спустя пару дней после того, как президент США Дональд Трамп подписал указ о запрете любых сделок с TikTok, Facebook запустил сервис Reels — это тоже платформа для просмотра коротких видео, один в один TikTok. Но Госсекретарь Майк Помпео говорит, что цель американской администрации заключалась не в этом: «Мы не фокусируемся на отдельных компаниях, мы фокусируемся на технологиях. Наша цель — не преследовать любую китайскую компанию, которая добилась коммерческого успеха, мы ограничиваем работу объектов, связанных с Коммунистической партией Китая, потому что они угрожают национальной безопасности США.

Будут ли санкции в отношении других компаний? Надеюсь, нет. Надеюсь, Коммунистическая партия Китая перестанет вмешиваться в их дела.

Но если они продолжат настаивать, чтобы каждая китайская компания делилась данными с их разведкой, то мы будем снова вводить санкции. И это касается не только технологических, но и всех остальных компаний, работающих на территории США».

Дональда Трампа уже спрашивали, не попадет ли под ограничения, например, Alibaba, в чью структуру активов входит интернет-магазин AliExpress. Он сказал, что уже изучает этот вопрос. Не стоит забывать и о проблемах Huawei из-за американских санкций. Так что в торговой войне между США и Китаем намечается еще не одна битва. Пока счет в пользу Вашингтона.

В случае если американский бизнес TikTok не удастся продать до 12 ноября, сервис заблокируют на территории США.

Вся лента