«Аэрофлот» улетел в убыток
Компания получила отрицательную EBITDA во втором квартале
Группа «Аэрофлот» нарастила чистый убыток в первом полугодии в 6,6 раза, до 58,3 млрд руб. Второй квартал компания завершила с убытком в 35,8 млрд руб., что хуже результата января—марта. Именно на второй квартал пришлась остановка международных перевозок на фоне коронавируса. При этом «Победа», входящая в группу, вовсе не летала в марте—мае. В группе отмечают, что рост чистого убытка на фоне падения перевозок помогли сдержать сокращение расходов, господдержка, а также переориентация флота на грузовые перевозки в месяцы основных ограничений.
Чистый убыток группы «Аэрофлот» по итогам второго квартала составил 35,8 млрд руб. против прибыли 6,9 млрд руб. годом ранее, следует из отчета по МСФО за этот период (.pdf). В первом квартале группа получила 22,5 млрд руб. убытка. В целом в первом полугодии «Аэрофлот» получил 58,3 млрд руб. убытка против прибыли 8,8 млрд руб. годом ранее.
Выручка в апреле—июне сократилась на 85,3%, почти до 25,5 млрд руб. Группа получила отрицательную EBITDA в размере 1,96 млрд руб. против положительной EBITDA 46,96 млрд руб. годом ранее. Выручка за полугодие снизилась на 52%, до 149,35 млрд руб., EBITDA — на 83,8%, до 11,1 млрд руб.
Во втором квартале 2020 года, прежде всего в апреле и мае, большая часть флота группы «Аэрофлот» простаивала на фоне карантинных ограничений, а воздушные суда, которые поднимались в небо, значительно снизили суточный налет, отмечает заместитель гендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Развитая сеть компании с ее высокой частотностью была кратно сокращена, «осуществлялись только рейсы, необходимые для обеспечения связи регионов России, обслуживания существующей потребности в передвижении и поставок необходимого медицинского оборудования и медикаментов», продолжает он.
В результате по итогам второго квартала снижение пассажиропотока группы составило 88,8%.
Наибольшее снижение пришлось на апрель, когда «Аэрофлот» перевез всего лишь 229 тыс. пассажиров «при нормальном уровне 4–5 млн человек».
По мере выхода из режима самоизоляции и снятия ограничений на внутреннем рынке началось постепенное восстановление, и по итогам июня группа «Аэрофлот» перевезла уже 1,2 млн пассажиров, заключает господин Чиханчин.
«Аэрофлот» был традиционно активен на международных направлениях, пассажирские перевозки по которым были приостановлены в марте и только начали частично открываться в августе. Входящий в группу лоукостер «Победа» не летал с марта по май, но уже в июле вышел на второе место по объему перевезенных пассажиров, обогнав материнский «Аэрофлот». Андрей Чиханчин подчеркивает, что «Победа» оказалась единственным игроком рынка, который увеличил пассажиропоток в июле к прошлому году,— на 1,6%.
Размер чистого убытка «позволили сдержать» меры по сокращению расходов, говорит господин Чиханчин,— в том числе компания вступила в переговоры по переносу лизинговых платежей. Он упоминает и поддержку государства, за которой обратился «Аэрофлот»: была получена субсидия 7,9 млрд руб. за потерянных на фоне коронавируса пассажиров.
«Аэрофлот» стал единственной авиакомпанией, которая получила компенсации единовременно, а не помесячно.
Кроме того, правительство собирается докапитализировать «Аэрофлот» через допэмиссию. Ее объем не сообщается, она пройдет по открытой подписке, при этом государство должно как минимум сохранить текущую долю в компании.
Андрей Чиханчин также напоминает, что в условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок компания переориентировала ряд широкофюзеляжных судов под грузовые перевозки, что отразилось на динамике выручки от этого направления — она выросла на 64% во втором квартале. “Ъ” писал о работе пассажирских авиакомпаний в грузовом сегменте в период пандемии 6 августа и 13 августа.
Елена Сахнова из ВТБ Капитала отмечает, что результаты второго квартала оказались хуже ожиданий, но оценить причины этого без данных по загрузке рейсов сложно. В целом она оценивает их как нормальные. При этом сам «Аэрофлот» сейчас восстанавливается хуже, чем отрасль, и, если сравнивать с Turkish Airlines, которые в целом тоже транзитный перевозчик с неплохим внутренним рынком, то российский перевозчик ведет себя куда менее агрессивно, говорит аналитик. «Победа» же, продолжает госпожа Сахнова, показывает огромный контраст на фоне материнской компании: перевозчик должен выйти на прибыль в третьем квартале, поскольку привык работать в агрессивной среде и хорошо справляется с сокращением затрат.
Почему взлетели акции «Аэрофлота»
Короткие продажи позволяют заработать на падении стоимости акций. Это рискованная операция, но позволяет много заработать при правильно выбранной стратегии, поэтому и популярна среди инвесторов. Однако при ее использовании необходимо учитывать не только риски неблагоприятного изменения цен, но и регламент биржевых торгов, когда такие позиции могут быть принудительно закрыты брокером. Именно из-за опасений таких действий клиенты некоторых брокеров спешили закрыть необеспеченные позиции, подгоняя рост стоимости акций «Аэрофлота» на минувшей неделе.