ЧТЗ погорел на образцах
Возбуждено уголовное дело по факту хищения 285 млн рублей при исполнении госконтракта
В Челябинске следственные органы возбудили уголовное дело по факту мошеннического хищения федеральных денег при исполнении контракта ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Прокуратура региона установила, что в результате действий неустановленных должностных лиц предприятия заключенный в 2014 году с Минпромторгом РФ госконтракт на разработку нового вида двигателей не был исполнен. Ущерб бюджету превысил 285 млн руб.
Следственный отдел СК России по Тракторозаводскому району Челябинска возбудил уголовное дело по факту мошенничества при исполнении государственного контракта предприятием «ЧТЗ-Уралтрак». Материалы о нарушениях федерального законодательства в СК направила прокуратура Челябинской области.
Надзорное ведомство в ходе проверки установило, что в 2014 году между Министерством промышленности и торговли РФ и ООО «ЧТЗ-Уралтрак» был заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Заказчик перечислил на расчетный счет предприятия более 285 млн руб., но контракт до сих пор не исполнен.
«Третий этап выполнен с просрочкой более чем на год. В результате исследования представленных образцов продукции установлено, что выполнение четвертого этапа невозможно, поскольку требования технического задания не достигнуты. В результате незаконных действий неустановленных должностных лиц “ЧТЗ-Уралтрак” государственный контракт не исполнен, в связи с чем федеральному бюджету причинен ущерб на сумму более 285 млн руб.»,— сообщает прокуратура Челябинской области. Ход расследования уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») контролирует надзорное ведомство региона.
На момент публикации материала получить комментарий в пресс-службе ООО «ЧТЗ-Уралтрак» не удалось: в пресс-службе попросили письменный запрос, предупредив, что рабочий день подходит к концу, поэтому вряд ли удастся подготовить ответ раньше завтрашнего дня.
По данным, опубликованным в Единой информационной системе в сфере закупок, госконтракт на сумму 285,14 млн руб. между Минпромторгом РФ и ЧТЗ был заключен в июле 2014 года. Челябинский завод должен был разработать базовые образцы модельного ряда высокооборотных V-образных дизельных двигателей специального назначения мощностью от 750 до 1500 кВт для перспективных образцов автомобильной техники, средних и тяжелых гусеничных машин, специальных колесных машин и транспортно-технологических средств. В материалах закупки имеются акты о выполнении первых двух этапов работы в 2014 году. Акт о третьем этапе, как и остальные документы, недоступны. В 2016 году в госконтракт были внесены изменения, он до сих пор исполняется.
ЧТЗ работает с 1933 года и является одним из старейших заводов Челябинска. Во время Великой Отечественной войны был переименован в Кировский завод наркомата танковой промышленности. Сейчас предприятие выпускает колесную и гусеничную дорожно-строительную технику (бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики) и комплектующие к ней. Основным акционером является корпорация «Уралвагонзавод» (входит в структуру «Ростеха») — 84,25% доли уставного капитала принадлежат семи компаниям холдинга. Еще 15,75% находится в собственности минимущества Челябинской области. По данным «СПАРК-Интерфакс», 2018 финансовый год завод завершил с чистым убытком в 1,7 млрд руб. Информация за 2019 год отсутствует. В 2014 году предприятием руководил Виктор Воропаев, до назначения возглавлявший компанию по продаже дорожных машин «ВПК Челпорм». После него на посту сменились еще пять человек. Сейчас исполняющим обязанности гендиректора «ЧТЗ-Уралтрак» является Владимир Лебедев.
Завод имеет большие долги перед контрагентами и поставщиками ресурсов. В марте этого года компания «Уралэнергосбыт» планировала ограничить подачу энергоснабжения из-за долгов в размере 200 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», практически ежегодно кто-то из контрагентов подает заявления о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрак», только в 2019 году было подано два иска на общую сумму 5,5 млн руб. В ноябре прошлого года Арбитражный суд Челябинской области объединил требования всех кредиторов, которые с 2017 года просили признать завод банкротом, в одно производство. Сейчас в деле 36 кредиторов. Очередное заседание по делу назначено на 30 сентября. Всего в 2020 году 11 компаний официально сообщили о своих намерениях заявить кредиторские требования в деле о банкротстве предприятия.