Бизнес оставляют без допподдержки
Есть ли у компаний ресурсы для собственного развития
Помощник президента Максим Орешкин заявил, что бизнесу не стоит рассчитывать на дополнительную помощь от государства. Он рассказал что, на данном этапе дотации пострадавшим от коронакризиса уже не актуальны, и выживут лишь те, кто соответствует изменившимся условиям в экономике. Каким-то компаниям придется закрыться, а кто-то вырастет в два раза. И именно через такой болезненный процесс всегда происходит рост экономики, считает чиновник.
Бизнес готов отказаться от прямых вливаний, однако без государственной поддержки говорить о восстановлении нельзя, и слишком много вопросов требуют участия властей, сообщил в эфире “Ъ FM” президент «Опоры России» Александр Калинин:
«Да, восстановление экономики происходит, но далеко не теми темпами, какими мы ожидали. Сейчас речь о прямых дотациях не идет. Когда предприятия были закрыты, это действительно было крайне актуально, такого никогда в нашей истории не было. Были произведены очень серьезные отсрочки, к примеру, по банковскому регулированию, налогам, страховым взносам.
Тем не менее в конце года придется все выплачивать, и эта проблема выхода из тех долгов, которые, может быть, не по вине бизнеса были накоплены, остается.
К примеру, каникулы по аренде государственного муниципального имущества длились три месяца. Но очень много объектов находится не в казне, по этим помещениям никакого решения нет. То есть с предпринимателей требуют арендную плату в полном объеме, невзирая на то, что они были остановлены. Поддержка до сих пор нужна, мы ждем национального плана и кредитов под 2%, поддержку спроса, в том числе через выплаты семьям. Мы сходимся во мнении, что экономика будет восстанавливаться как минимум больше года, значит, в это время бизнесу нужны дополнительные преференции».
“Ъ FM” спросил у бизнесменов, насколько ощутимой стала поддержка государства в период пандемии и есть ли у компаний ресурсы для собственного развития:
Виталий Муравьев, президент кондитерской фабрики «Победа»: «Что можно воспринимать как поддержку? Снижение ставки рефинансирования — это, естественно, является помощью для бизнеса. Мы как компания получили небольшую поддержку по процентам по кредиту, то есть по одному из займов нам скомпенсировали ставку рефинансирования, мы платим банку только маржу. Если учесть, что это первая помощь за все время существования фабрики, то это в принципе хорошее положительное явление. Если брать нашу компанию, то у нас происходит не спад, а даже рост. В принципе тех мер, которые мы получили, нам достаточно. Я бы не сказал, что собственных ресурсов хватает. Да, мы развиваемся, инвестируем в основные средства, но их мало».
Алексей Петропольский, отельер: «Что была поддержка, что ее не было: те деньги, которые даже мы получили на зарплаты, совершенно не компенсируют понесенные затраты. Отсрочку на аренду, о которой говорило государство, нам никто не дал. Единственное, что возымело какой-то действующий эффект, — это возможность отсрочить уплату налогов. Но то, что мы отсрочили, мы не успели заработать, и нам опять придется изыскивать места, где брать деньги, чтобы выплатить налоги, которые накопились за два квартала. Если мы говорим о гостинице, то второй волны она не переживет. Если в первый раз мы дотировали зарплаты и работали в минус, то сейчас мы будем вынуждены закрыться, законсервироваться и уволить всех сотрудников».
Константин Кузин, генеральный директор группы «Мегаполис», производящей текстильную и химическую продукцию: «Мы пережили несколько кризисов и понимаем, как управлять компанией. Да, тяжело, да, больно, но с точки зрения будущего в ближайшие десять лет мы видим себя как стабильного игрока на рынке. Мы почти ничем не пользовались, единственное — посмотрим, как сработает финансирование кредита на заработную плату. Результат мы увидим через год, когда будет приниматься решение о выполнении или невыполнении с нашей стороны, или, может, что-то поменяется в требованиях со стороны государства. Если эта поддержка сработает, то она будет единственной, которой мы воспользуемся. Если нет, мы вернем этот кредит и будем жить дальше».
Олег Березин, генеральный директор кинокомпании «Невафильм»: «Никакой поддержки кинотеатры так и не получили. А, видимо, после выступления Орешкина и не получат, поэтому будем сами умирать, отдельно от государства. Часть кинотеатров закроется, часть переосмыслят, как жить дальше, как развиваться. Но, с другой стороны, когда государству нужны были наши налоги, мы все платили и входили в положение, в обратную сторону почему-то это не работает».
31 августа помощник президента Максим Орешкин заявил, что Россия уже в следующем году сможет вернуться к докризисным показателям по безработице. А падение ВВП из-за пандемии коронавируса, по мнению чиновника, не превысит 4%.
Рестораторы ожидают волну банкротств
Ресторанов в центре Москвы становится меньше. Многие заведения так и не смогли открыться из-за коронакризиса. О том, что многие москвичи лишились ресторанов и кафе, в которые ходили годами, на днях сообщили в компании Knight Frank. Удастся ли ресторанному бизнесу столицы восстановиться? И если да, то когда это может произойти? Об этом — Андрей Загорский и Анна Никитина.