Дональд Трамп погромил все прогнозы
На фоне беспорядков в США его популярность растет
Американский президент Дональд Трамп, чьи электоральные шансы совсем недавно можно было назвать небольшими, постепенно отвоевывает позиции. При сохраняющемся превосходстве в рейтингах демократ Джо Байден не может заранее считать себя победителем: опросы показывают динамику, схожую с августом 2016 года,— тогда Дональд Трамп начал постепенно отвоевывать очки у своей соперницы Хиллари Клинтон, а затем победил на выборах, став 45-м президентом США. Одна из причин укрепления позиций Дональда Трампа — продолжающиеся беспорядки на расовой почве. Для простого обывателя весьма важно, чтобы президент, который победит на предстоящих выборах, мог твердой рукой положить им конец.
«Хаос и беспорядок, которые мы видим сегодня,— это Америка Дональда Трампа» — так конгрессмен-демократ Вэл Демингc в интервью телеканалу CBS охарактеризовала новое убийство в охваченном беспорядками городе Портленде (штат Орегон). «В Америке Дональда Трампа мы не можем считать себя в безопасности»,— согласилась с ней сенатор Эми Клобушар в разговоре с телеканалом ABC. Заочно ответил им глава аппарата Белого дома Марк Медоуз, сказав, что «большая часть Америки Дональда Трампа как раз мирная», а и. о. министра внутренней безопасности США Чед Вулф пояснил, что причина беспорядков и убийств — отказ местных властей призвать на помощь национальную гвардию.
Эти препирательства, похоже, начинают отражаться и в электоральных преломлениях общества.
6,9% — этот показатель превосходства Джо Байдена, составленный путем вычисления среднего показателя самых популярных и репрезентативных опросов, должен внушать демократу уверенность в неминуемой победе. Но из-за системы выборщиков, которая позволяет даже малонаселенным штатам оказывать существенное влияние на исход президентской гонки, куда важнее иной показатель: его превосходство в так называемых колеблющихся штатах, где победителя предсказать сложно. А этот показатель у Джо Байдена упал до 2,7%. Это сопоставимо с показателями марта—апреля 2020 года, после чего кривая заражений COVID-19 устремилась вверх, а рейтинг господина Трампа — вниз. 28 июля, на пике популярности Джо Байдена, этот показатель составлял 6,3%.
Примечательно сравнение с 2016 годом, когда Дональд Трамп в итоге одолел Хиллари Клинтон: тогда в августе разрыв между ними составлял 6,8% в пользу госпожи Клинтон (лишь на 0,1% меньше, чем сейчас у Джо Байдена).
Примечательны и показатели по отдельным «колеблющимся» штатам.
В Пенсильвании, например, в августе 2016 года преимущество госпожи Клинтон составляло 9,2%. Схожий показатель господина Байдена сегодня — 5,7%. В Мичигане у Хиллари Клинтон было девятипроцентное преимущество, у Джо Байдена сейчас — 6,7%. Аналогичная картина в Висконсине, и только во Флориде Хиллари Клинтон (+2,9%) отстает от Джо Байдена (4,8%). Однако неопределившихся избирателей сейчас меньше, чем тогда: в августе 2016 года их было 20%, сейчас — 10%. Именно они принесли Дональду Трампу победу в 2016 году и могут изменить исход гонки и на этот раз. Потому, без сомнения, за голоса неопределившихся и развернется основная борьба политиков.
Республиканец Трамп на протяжении первого президентского срока редко обращался к таким избирателям, предпочитая концентрироваться на своем коренном электорате. Учитывая, что обычно работа с такими избирателями ведется в «мирное» время — им обещают спокойствие и дальнейшее процветание,— то в эпоху коронавируса и расовых протестов с этим возникают очевидные трудности. Может сработать, однако, другая излюбленная тактика республиканца: аргументы против личности оппонента, которые в первую очередь обращаются не к разуму, а к эмоциям. Учитывая, что часто избиратели без четких партийных предпочтений принимают решения именно исходя из интуиции, такой шаг выглядит разумным.
После выдвижения Камалы Харрис в вице-президенты от Демократической партии республиканцы активно стали изображать пару Байден—Харрис если не радикалами-социалистами, то как минимум людьми, которые гарантированно поддадутся их влиянию. «Джо Байден и радикальные левые идут в атаку на нашу свободу слова, хотят покорить нас силой, заставить сдаться. Если они возьмут свое, больше не будет “молчаливого большинства”. Будет только “большинство с заткнутым ртом”»,— живописал на съезде Республиканской партии сын Дональда Трампа Эрик.
Особое внимание на съезде уделялось и охватившим страну беспорядкам, нередко перерастающим в погромы, с требованием покончить с полицейским насилием и расовой дискриминацией. «Демократы, похоже, более не считают защиту честных граждан от преступников работой государства. Они предпочитают защищать преступников от честных граждан»,— говорил с трибуны Марк Макклоски, получивший известность после эпизода столкновения с протестующими под лозунгом «Жизни черных важны» (Black Lives Matter, BLM). Тогда господин Макклоски с супругой наставили на манифестантов пистолет и винтовку. Теперь им предъявлены обвинения в незаконном использовании оружия.
Резонно предположить, что этот аргумент найдет своих сторонников: после убийства полицейскими чернокожего американца Джорджа Флойда 25 мая популярность движения «Жизни черных важны» резко возросла — его поддерживали 53% зарегистрированных избирателей, против выступали 28%. К моменту последнего эпизода, когда полицейские расстреляли афроамериканца Джейкоба Блейка в городе Кеноше, уровень поддержки вернулся к прежним значениям: 49% движение одобряют, 38% выступают против. Это примерно соответствует показателям до убийства Джорджа Флойда.
За это время движение радикализировалось — некоторые активисты стали призывать к роспуску полицейских департаментов, принялись блокировать трассы, не препятствовали погромам и мародерству. Джо Байден осудил радикальных протестующих, но критика со стороны республиканцев звучит гораздо громче.
По данным источников издания Axios, окружение господина Байдена боится, что многомесячные протесты могут стоить демократу президентского кресла.
Команда президента уже начала активно использовать аргументы против BLM. «Они не протестующие, они анархисты, агитаторы, погромщики, мародеры»,— говорил сторонникам на митинге президент Трамп. Республиканцы распространяют в сети видеоролик, на котором сенатора Рэнда Пола вместе с супругой — пара возвращалась из Белого дома со съезда республиканцев — атакуют протестующие из BLM. «Назови имя — Бреонна Тейлор!» — скандируют они, требуя от сенатора назвать имя женщины, случайно застреленной полицейскими во время обыска в штате Кентукки. «Вообще-то я автор закона, который называется “Правосудие для Бреонны Тейлор”, он должен положить конец внезапным обыскам “без стука”. Думаю, эти идиоты не понимают всей иронии ситуации»,— говорил потом господин Пол, которого активисты преследовали до входа в гостиницу.
Судить об эффективности новой тактики господина Трампа, из-за коронавируса также отказавшегося от крупных митингов и запланировавшего множество малочисленных встреч с избирателями в аэропортах, кафе и магазинах, можно будет через несколько недель. На конец сентября также запланированы первые дебаты между кандидатами, которые могут поменять электоральную картину — именно благодаря тем самым неопределившимся избирателям, от которых во многом и зависит исход всей гонки.