Школьники вышли на онлинейку
Расходы на новый учебный год переместились в интернет
Начало учебного года, вопреки обыкновению, не подтолкнуло жителей Москвы и Санкт-Петербурга к походу в торгцентры: их посещаемость оказалась заметно ниже, чем в прошлом году. Отсутствие традиционных школьных линеек и низкая покупательная активность вынудили ритейлеров отказаться от школьных ярмарок, а родителей — перераспределить траты на более поздний период и перенести часть покупок в онлайн.
Показатель Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в московских торгцентрах на неделе перед 1 сентября оказался примерно на 10% ниже аналогичного значения прошлого года. Такие данные приводит Watcom Group. В 2019 году прирост относительно аналогичного показателя 2018 года был 0,4%. В Санкт-Петербурге динамика оказалась еще ниже. Shopping Index перед началом учебного года сократился на 15% год к году. Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает отрицательную динамику с переходом части потребителей в онлайн и ростом цен, который произошел на фоне общего падения доходов населения.
Расходы на покупки к 1 сентября в этом году действительно выросли. По расчетам Ozon, базовый набор из школьной формы, рюкзака и канцелярских принадлежностей за год подорожал на 14%, до 5 тыс. руб. в среднем по стране. В ВТБ подсчитали, что всего россияне за последнюю неделю потратили на подготовку к новому учебному году около 300 млн руб.— на 12% больше аналогичного значения прошлого года. Относительно предыдущей недели траты выросли на 7%. По данным Ozon, количество заказов школьных товаров в последние две недели августа выросло на 74%. Годом ранее спрос за этот период увеличивался на 53%.
Данные Watcom подтверждают операторы торгцентров. По словам коммерческого директора NP Group Александра Яковлева, трафик на минувшей неделе действительно сократился относительно аналогичного периода прошлого года.
Но эксперт называет динамику скорее позитивной: изначально он ждал более медленного восстановления спроса.
Президент Союза торговых центров Булат Шакиров говорит, что в среднем московским торгцентрам удалось восстановить посещаемость на уровне 80–85% от аналогичных значений прошлого года, петербургским — на 60%, объектам в других городах-миллионниках — на 60–70%. Приближение 1 сентября, по его словам, ситуацию не изменило.
Обороты большинства ритейлеров одежды и обуви, по наблюдениям господина Шакирова, держатся на уровне 50–70% от докризисных значений.
Исключением он называет крупнейших игроков, чьи продажи фактически полностью восстановились. Эксперт связывает отсутствие мультипликативного эффекта перед учебным годом в том числе с затянувшимся отпускным сезоном: турецкие курорты начали полноценно принимать россиян только в середине августа и часть путешественников еще не вернулась с отдыха.
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, в августе 2020 года в интервью «Российской газете»
Начало нового учебного года — эмоционально сложный период.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов отмечает, что в этом году продажи ритейлеров на неделе перед 1 сентября в Москве выросли в среднем на 20–25% относительно предыдущей недели, тогда как обычно рост находится на уровне 40%. «В магазины приходили в основном за одеждой и обувью, а продажа канцелярских принадлежностей почти полностью перешла в онлайн»,— говорит он.
В Подмосковье, где потребители настроены более консервативно, по оценкам господина Ванчугова, продажи за неделю выросли на 30%.
Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что в последнюю неделю августа трафик в магазинах сети сократился на 12% год к году, сопоставимые продажи (LfL) были примерно на уровне прошлого года.
Он отмечает, что стало меньше «холостого» трафика и возросла конверсия посетителей в покупателей: «Закладывали гораздо более пессимистичные прогнозы, но все оказалось не так плохо».
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова добавляет, что торгцентрам в этом году не удалось провести и традиционные школьные ярмарки, которые за две недели обычно позволяют получить до 2 млн руб. дополнительного арендного дохода. «Крупные операторы отказались от этой затеи, объясняя переориентацией клиентов на онлайн-продажи»,— поясняет она. Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина указывает, что из-за отсутствия в этом году традиционных линеек родители не спешат с покупками и перераспределяют траты на более поздний период.