«Не жалею о своем выборе и вам не советую»

Сергей Лавров традиционно встретил 1 сентября в МГИМО

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил 1 сентября с традиционной лекцией перед студентами и преподавателями МГИМО, вернувшимися к очному формату занятий. В своем выступлении и ответах на вопросы студентов министр напомнил о позиции МИД РФ по ключевым вопросам международных отношений, вновь раскритиковал нелегитимные односторонние санкции Запада и заверил, что белорусы смогут сами разобраться в ситуации в республике, особенно если другие страны не будут вмешиваться.

Глава МИД России Сергей Лавров

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Весной Сергей Лавров, традиционно приезжающий в родной вуз в начале учебного года, уже выступал перед студентами МГИМО вне очереди. В конце апреля, когда в Москве еще действовали карантинные меры, он провел почти двухчасовой конференц-колл с участием представителей студенческого сообщества. Но традиционная встреча 1 сентября все же состоялась очно: МГИМО вернулся к занятиям в аудиториях. Предполагается, что в дистанционном формате каждый курс будет учиться всего один день в неделю. Как отметил ректор вуза Анатолий Торкунов, в текущем году, несмотря на сложные обстоятельства, абитуриентов было больше почти на 40%. В итоге три четверти поступивших — это золотые медалисты.

Свою вводную лекцию Сергей Лавров начал с того, что напомнил о двух ключевых особенностях современной системы международных отношений (которая, пошутил он, иногда напоминает ему первобытный строй). Во-первых, это трансграничный характер международных проблем. «Коронавирус — лишнее тому подтверждение»,— отметил министр. Во-вторых, это «нежелание отдельных стран признать объективную реальность формирования в мире новой системы отношений».

По словам господина Лаврова, западные страны, почти 500 лет контролировавшие мировую экономику и «обеспечивавшие безбедное существование своих элит за счет колониальной системы», сегодня тоже продолжают игнорировать развитие, например, Индии и Китая (но не только их).

В своей речи и ответах на вопросы студентов министр напомнил о позиции МИД РФ по ключевым международным вопросам.

О санкциях

«Эти санкции (со стороны США и ЕС.— “Ъ”) нелегитимны с точки зрения международного права, как нелегитимны любые односторонние санкции. Но тенденция такая просматривается: "Мы — Запад, мы — Евросоюз, мы — НАТО, мы знаем, как надо жить на этой земле". Посмотрите, какие заявления делают по ситуации в Белоруссии генеральный секретарь НАТО, представители Евросоюза, западные лидеры, которые оказались во главе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это такие нравоучения, которые произносятся тоном, который не допускает даже сомнений, что сказанное должно быть воспринято всеми как руководство к действию. Это отсутствие элементарных дипломатических навыков. И это неэтично по большому счету. Уже не только с дипломатической, но и с общечеловеческой точки зрения».

О ситуации в Белоруссии

«У нас позиция простая и четкая: мы убеждены, что белорусский народ имеет все возможности самостоятельно эту проблему решить».

«Мы видим попытки навязать некие подходы в преодолении ситуации со стороны как соседей Белоруссии, так и стран, которые находятся далеко за океаном,— США и Канады. На эти подходы реагирует президент Белоруссии. Мы считаем, что необходимости в навязчивых посреднических услугах нет».

«Попытки раскачивать ситуацию мы видим — этого никто и не скрывает. Наши литовские коллеги уже перешли все грани приличия».

Последние данные по протестам в Белоруссии

Смотреть

О кризисе в ОБСЕ

«Мы поинтересовались: а почему, собственно, ОБСЕ не поехала наблюдать на выборы (в Белоруссии.— “Ъ”), когда их пригласили? Они заявили, что приглашение пришло поздно. Но это на самом деле за месяц до проведения выборов. В ОБСЕ не существует никаких требований, согласно которым необходимо приглашать наблюдателей больше чем за месяц. Единственное обязательство — приглашать, а как ты это делаешь — это уже другой вопрос. Что Беларусь, собственно, и сделала. Все эти придумки, что нужно за два месяца приглашать, содержатся в тех методичках, которые разработала сама ОБСЕ. Мы уже с нашими партнерами с 2007 года выступаем за то, чтобы превратить ОБСЕ в нормальную организацию с понятными критериями для всех видов деятельности. Западные страны категорически отказываются даже обсуждать подобные вещи».

«С этими проблемами в руководстве организации и с тем, как она себя ведет по Белоруссии, я думаю, при подготовке к очередному совету министров иностранных дел ОБСЕ, который будет в начале декабря в столице Албании, мы будем серьезно требовать начала разговора о реформе этой застоявшейся уже структуры».

О ситуации с Алексеем Навальным

«Вот вы знаете, нам сейчас выдвигают требования, чтобы врачи в Омске немедленно представили свои заключения, чтобы мы провели расследование по поводу того, что Навальный попал в кому. Помните, в Омске он пролежал чуть более суток и уже все наши западные коллеги подняли шум, почему нет никакой информации? Вот он наконец уже неделю как находится в Германии, немецкие врачи тоже никакой информации не дают, значит, требуется дополнительное время, но к ним почему-то никто никаких требований не выдвигает, не осуждает за то, что они пытаются скрыть истину».

«Нас обвиняют, что мы не расследуем эту ситуацию — это неправда. Начиная с того же дня, когда все это произошло, наше Министерство внутренних дел запустило доследственную проверку, следствие может начаться, когда будет уставлено, что произошло, что, повторяю, пока не ясно, и немецкие врачи пока не могут соответствующую информацию нам передать. Наша Генеральная прокуратура обратилась к коллегам в Германии с просьбой задействовать соглашение об оказании взаимной правовой помощи».

Каким веществом мог быть отравлен Алексей Навальный

Смотреть

О преимуществах G20

«Признанием новой реальности стало создание "группы двадцати", в которой представлены и страны БРИКС, и так называемая "семерка", и ряд других ведущих государств развивающихся регионов современного мира. По сути, это сейчас единственная площадка за пределами ООН, где представлены все без исключения ведущие страны и где поставлена общая цель договариваться. Этой логики не хватает другим форматам, в которых наши западные партнеры работают».

Об отношениях между США и партнерами

«Я комментировать евроатлантические дела не буду, а то меня обвинят опять, что я вмешиваюсь».

О работе дипломатов в условиях пандемии

«Далеко не все, что является наиболее важным в международных делах, можно обсуждать онлайн, даже если технически будут обеспечены средства защиты: от прослушивания, от нелегитимного проникновения в соответствующие сети. Но главное, что самые серьезные договоренности по самым серьезным проблемам невозможно согласовать онлайн. Это требует личного контакта, требует ощущения собеседника, требует понимания возможности убедить его в своей правоте и требует, конечно, готовности найти в его словах то, что тебя убедит. Это процесс, который, по-моему, никогда не сможет быть полностью переведен онлайн. И ничто не заменит личного общения».

О выборе специальности

«Я, когда оканчивал среднюю школу, хотел поступать в МИФИ. Но потом, когда выяснилось, что в МГИМО экзамены на месяц раньше, я решил: почему не попробовать? Все равно ничего не теряю. С тех пор я абсолютно не жалею о своем выборе и вам не советую».

Подготовила Галина Дудина

Вся лента