Лекарства выпустили впрок
Фармпроизводители увеличили запасы готовой продукции
За резким ростом отгрузок лекарств в июне последовало падение производства. Так, в июле российские фармкомпании выпустили 322,6 млн упаковок препаратов, что на 14,6% меньше, чем годом ранее. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с тем, что производители сделали существенные запасы продукции перед введением с 1 июля обязательной маркировки. В Центре развития перспективных технологий, который является оператором маркировки лекарств, считают, что сделанные запасы позволили избежать дефицита препаратов в стране, вызванного перебоями поставок фармсубстанций из Китая и Индии на фоне пандемии коронавируса.
В июле производство лекарств в России упало в натуральном выражении на 14,6% год к году, до 322,6 млн упаковок. Это следует из отчета RNC Pharma, с которым ознакомился “Ъ”. В денежном выражении объем составил 35,1 млрд руб., что на 4,4% меньше по сравнению с тем же месяцем 2019 года.
Сокращение коснулось практически всех групп лекарств.
Так, натуральный объем производства противоревматических препаратов упал на 52%, анальгетиков — на 39%, психолептиков — на 32%. Из числа категорий, нарастивших объемы, наибольшую динамику продемонстрировала группа противовирусных лекарств — 70% в натуральном выражении. На 38% выросло производство антибактериальных лекарств, на 41% — витаминов.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов связывает падение производства лекарств в стране с введением маркировки. Она стала обязательной для всех участников фармацевтического рынка с 1 июля, после чего выпуск немаркированных препаратов стал невозможным. Перед этим производители существенно нарастили объемы выпуска, для того чтобы сформировать запасы, так как реализация немаркированных лекарств, отгруженных до 1 июля, разрешается. Так, по данным RNC Pharma, в июне отгрузки фармкомпаний в натуральном выражении выросли на 69,5%, в денежном — на 45,7%.
По словам Николая Беспалова, запасы были сделаны прежде всего по тем позициям, которые пользуются наибольшим спросом: их хватит примерно на три с половиной недели.
При этом, после того как запасы иссякнут, роста производства все равно не произойдет. Это связано с падением доходов населения, что негативно влияет на спрос, резюмирует господин Беспалов.
Формирование запасов было необходимо в том числе для того, чтобы с ними могли работать аптечные сети, которые еще не подключились к системе маркировки. По данным оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), на начало августа в системе было зарегистрировано 82% всех аптечных организаций. По словам источника “Ъ” на фармацевтическом рынке, некоторые аптечные сети специально оттягивают момент подключения к системе, так как работа с маркированными лекарствами запрещает использование льготного налогообложения. Им, в свою очередь, пользуются многие региональные игроки.
В ЦРПТ со ссылкой на экспертные оценки заявили “Ъ”, что производители наращивали запасы лекарств не только в июне, но и в декабре 2019 года, когда предполагалось, что маркировка станет обязательной с января.
«В начале текущего года именно это позволило избежать дефицита препаратов в стране, вызванного перебоями поставок фармсубстанций из Китая и Индии на фоне пандемии коронавируса»,— отметили в компании. Сейчас в системе зарегистрировано «подавляющее большинство» всех участников фармрынка, добавили в ЦРПТ. А те, кто не сделал этого, возможно, не ведут реальной деятельности, так как процедура подключения к системе занимает около часа и требует минимальных изменений, уточнили в ЦРПТ. В любом случае, уверены в компании, это «является триггером для надзорных органов проконтролировать работу организаций, которые игнорируют обязательные требования даже в такой социально важной деятельности, как лекарственное обеспечение граждан».
В целом за семь месяцев 2020 года в России было произведено 2,8 млрд упаковок лекарств — на 13,3% больше, чем годом ранее. В денежном выражении объем выпуска увеличился на 19,4%, до 276,1 млрд руб.
Фармкомпании оценили последствия COVID-19 для отрасли
За первые четыре месяца этого года из-за вспышки коронавирусной инфекции коммерческий сегмент российского рынка лекарств вырос на 12%, свидетельствуют данные аналитической компании AlphaRM. В результате расходы россиян на препараты в этот период увеличились в среднем до 2,5 тыс. руб. Для фармацевтических компаний появление COVID-19 обернулось не только ростом спроса.