Венецианское маски-шоу
В программу 77-го кинофестиваля входят тесты на коронавирус и рассадка с препятствиями
В Венеции 2 сентября открывается 77-й Международный кинофестиваль. В главном конкурсе участвует фильм «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, еще две российские картины — «Конференция» Ивана И. Твердовского и «Китобой» Филиппа Юрьева — вошли в программу «Венецианские дни». Об ожиданиях и организационных особенностях фестиваля, который пройдет на фоне коронавирусной эпидемии, рассказывает Андрей Плахов.
Сам факт проведения фестиваля не онлайн, а в реальном формате, причем в Италии, сильно травмированной коронавирусом, впечатляет. Это первый с начала эпидемии опыт такого рода и такого масштаба. Чтобы выразить солидарность с ним, на церемонии открытия и на специальной пресс-конференции появятся кураторы главных фестивалей мира, а именно несостоявшихся Каннского, Карловарского, Локарнского, предстоящего в сентябре Сан-Себастьянского. Плюс Роттердамского и Берлинского, то есть тех, что успели пройти этой зимой и надеются без двухгодичной паузы повториться следующей. На острове Лидо соберется и главное жюри во главе с Кейт Бланшетт, в него входят среди прочих Джоанна Хогг, Кристиан Петцольд, Людивин Санье и Кристи Пую. Жюри второго конкурса «Горизонты» возглавит Клер Дени.
В главной конкурсной программе собрано 18 фильмов, из них почти половина, а именно восемь, сняты режиссерами-женщинами. Две «женские» премьеры состоятся уже в первый рабочий день фестиваля: покажут картины француженки Николь Гарсии «Любовники» и боснийки Ясмилы Жбанич «Куда ты идешь, Аида?». Но, вероятно, самый большой ажиотаж в этот день вызовет мировая премьера ленты Педро Альмодовара «Человеческий голос». Она снята знаменитым режиссером-феминистом по пьесе Жана Кокто, в свое время призвавшей таланты Анны Маньяни, Ингрид Бергман и Софии Лорен. Теперь их место заняла Тильда Суинтон, имеющая репутацию «суперактрисы» и «сверхженщины». Хотя фильм короткометражный, получасовой, и может считаться как бы «половинкой» большого, женское начало наверняка проявится в нем с той витальной силой, которая присуща творчеству Альмодовара.
Конкурсная программа включает работы таких тяжеловесов киноиндустрии, как Андрей Кончаловский, Амос Гитай, Джанфранко Рози и Киёси Куросава, но общий ее уровень пока трудно оценить. Шансов сделать открытие даже больше у зрителей «Горизонтов»: в этой секции, не считая Лава Диаса и Адильхана Ержанова, преобладают новые имена. Это относится и к секции «Венецианские дни», которую, надеюсь, украсят два включенных в нее российских фильма. Интригуют и некоторые внеконкурсные спецпоказы, особенно документальные. Это и «Спортивная жизнь» Абеля Феррары, и «Безумный, но не псих» Алекса Гибни, и «Грета» Нейтана Гроссмана, и «Мэрия» Фредерика Уайзмена, и «Сальваторе — сапожник снов» Луки Гуаданьино. Синефилов, несомненно, привлечет «Хоппер / Уэллс» — посмертная картина Орсона Уэллса, снятая вместе с Деннисом Хоппером.
Но главный магнит нынешнего Венецианского фестиваля — это даже не фильмы, а адреналин, вызванный превращением профессии кинокритика из созерцательной и слегка пресыщенной в полную саспенса и почти героическую. Теперь, чтобы попасть на фестиваль, необходимо, во-первых, найти приемлемый маршрут, что приведет в Венецию: некоторые добираются на перекладных с несколькими пересадками через Лондон, Амстердам или Стамбул. Во-вторых, представителям большинства стран приходится сдать тест на коронавирус у себя дома за три дня до вылета, новый тест ждет их по прибытии в венецианский аэропорт и еще один — через пять дней пребывания. Так фестиваль, финансирующий эти мероприятия (кроме «домашнего» анализа), стремится себя обезопасить, и все равно никто не исключает вспышки болезни и посадки на карантин участников кинематографического праздника.
Ваш браузер не поддерживает видео
Но самые отчаянные усилия придется предпринять журналистам и остальным аккредитованным участникам, чтобы попасть на просмотры. В залах запланирована рассадка с социальной дистанцией, естественно, в масках, с контрольным замером температуры. На каждый показ надо заранее заказать билет по интернету с конкретным местом, потом получить подтверждение и предъявлять распечатку при входе. Пресс-центр приложил титанические старания, чтобы организовать эту систему, но пока она не отлажена и дает сбои. Столкнувшись с таким сбоем при попытке зарегистрироваться на первый же важный просмотр, я написал в пресс-офис о своих трудностях и попросил помощи. Получил ответ: «Дорогой Зигфрид, сделайте то-то и то-то, попробуйте вот еще этот способ…» (Пока ничего не сработало.) Очевидно, таких, как мы с неведомым Зигфридом, c которым меня в запарке спутали, немало. Но другого пути, чем осваивать новую реальность, у фестивальной жизни, похоже, нет.