Потеря одного окна
Создание похоронного онлайн-сервиса запуталось в полномочиях
Запуск по поручению правительства суперсервиса «Потеря близкого человека», позволяющего собрать в онлайн-режиме все необходимые документы для похорон и даже выбрать место для погребения, буксует. Проблема в том, что Минстрой, который еще три года назад был назначен регулятором отрасли, так и не получил необходимые полномочия. В итоге сложилась ситуация, когда практически некому подготовить всю законодательную базу для организации похорон в интернете. Куратор создания суперсервиса — Минкомсвязь — пытается запустить решение вопроса в правительстве. Участники рынка говорят, что против проекта выступают столичные похоронные агенты.
Минкомсвязь просит включить в повестку ближайшего заседания президиума правкомиссии по цифровому развитию вопрос о наделении Минстроя полномочиями по вопросам погребения и похоронного дела. Это необходимо для ускорения процесса создания суперсервиса «Потеря близкого человека».
Свой запрос Минкомсвязь оформила в датированном 31 августа обращении (копия есть у “Ъ”) за подписью замминистра Евгения Кислякова в аппарат правительства. В министерстве подтвердили “Ъ” отправку письма.
Правительство поручило Минкомсвязи заняться созданием суперсервиса в январе 2020 года. Проект призван «упростить взаимодействие граждан с органами власти и специализированными похоронными агентствами при захоронении умершего при помощи электронных сервисов на едином портале госуслуг», говорится в письме министерства.
Источник “Ъ”, знакомый с планами разработчиков сервиса, поясняет, что через него можно будет получить регистрацию о смерти, не посещая ЗАГС, подать документы на получение пособия на погребение и получить их, выбрать место для погребения либо крематорий.
Кроме того, в онлайн-режиме можно будет аннулировать доверенности, выписанные умершим при жизни, закрыть его счета в банках. Также через суперсервис возможно будет открыть наследственное дело и получить электронное свидетельство о праве на наследство. По прогнозам Минкомсвязи, потенциальная емкость суперсервиса — до 450 тыс. пользователей в год.
Однако, как сказано в письме замглавы Минкомсвязи Олега Качанова, отправленного 20 июля этого года в Минстрой РФ (его копия тоже есть у “Ъ”), оперативно запустить суперсервис мешают неразрешенные организационные вопросы. В письме господина Качанова поясняется, что эти вопросы «связаны с организацией процессов получения ритуальных услуг в специализированных организациях, выделением места на кладбище и проведением похорон на основе электронной актовой записи о смерти». Адресат письма неслучаен. Минстрой еще в 2017 году по поручению президента страны начал разрабатывать законопроект о похоронном деле. Последний и должен устранить правовые пробелы, о которых пишет господин Качанов.
Как следует из ответа замглавы Минстроя Максима Егорова в Минкомсвязь, с которым ознакомился “Ъ”, министерство направило разработанный проект закона в правительство еще в апреле 2019 года. «Дополнительных поручений в части наделения Минстроя полномочиями… в сфере похоронного дела не было»,— уведомляет господин Егоров.
Поэтому, уточняет он, Минстрой не может быть ответственным исполнителем отдельных мероприятий по созданию суперсервиса «Потеря близкого человека».
В пресс-службе Минстроя подтвердили отсутствие у министерства полномочий по координации похоронной отрасли, отказавшись от обсуждения деталей. Получить оперативный комментарий в аппарате правительства не удалось.
Между тем Минкомсвязь предлагает на ближайшем заседании президиума правкомиссии по цифровому развитию поручить Минстрою до 1 июля 2021 года обеспечить нормативное регулирование кладбищ и крематориев с тем, чтобы сведения о них можно было использовать в электронном виде. А сам суперсервис Минкомсвязь хочет запустить к ноябрю 2021 года. К этому моменту министерство также просит создать единый реестр ритуальных организаций, информация о которых размещалась бы в суперсервисе.
По словам собеседника “Ъ” на рынке ритуальных услуг, против разработанного Минстроем законопроекта выступали агенты московского ГБУ «Ритуал». Их возмущало, что документ запрещает им работать в моргах, благодаря которым агенты генерируют значительную часть выручки. Такая же ситуация и в ряде регионов страны, констатирует Николай Мозгачев, гендиректор ритуальной службы РС, работающей в Поволжье и на Урале. По его словам, развитие онлайн-услуг невыгодно похоронным агентам, работающим в серой зоне, или компаниям, по сути являющимся монополистами в том или ином городе. Суперсервис же, полагает господин Мозгачев, как раз и должен также привести к развитию конкуренции на рынке.