День знаний о порядке проведения митингов
Валерий Фадеев надеется на декриминализацию «дадинской» статьи, пока Юлия Галямина знакомится с материалами уголовного дела
1 сентября завершились следственные действия в отношении муниципального депутата Москвы Юлии Галяминой, обвиняемой по так называемой дадинской статье 212.1 УК (неоднократное нарушение установленного порядка митинга). Госпожа Галямина рассказала “Ъ”, что начнет подробно знакомиться с 16 томами материалов дела в среду. По версии следствия, муниципальный депутат организовала митинг в центре столицы под видом сбора подписей. Глава СПЧ Валерий Фадеев, выступающий за декриминализацию «дадинской» статьи, в свою очередь, заявил “Ъ”, что общественность не должна допустить ареста Юлии Галяминой. Господин Фадеев сохраняет надежду на декриминализацию ст. 212.1.
Во вторник Юлия Галямина подписала уведомление об ознакомлении с завершением предварительного расследования. Она вкратце сообщила “Ъ” о содержании 16 томов ее дела: «Там материалы моих административных дел, протоколы допросов свидетелей, видео и аудиоматериалы, в том числе прослушки моих телефонов». Госпожа Галямина подчеркнула, что считает возбуждение в отношении нее уголовного дела по ст. 212.1 УК «политически мотивированным».
Обвинение по ст. 212.1 УК в окончательной редакции было предъявлено муниципальному депутату Юлии Галяминой 31 августа. По данным адвоката правозащитного проекта «ОВД-Инфо» Михаила Бирюкова, среди эпизодов обвинения — организация сбора подписей против поправок к Конституции 15 июля с целью конспирации: под сбором подписей, по версии следствия, якобы скрывался состоявшийся в тот день митинг в центре столицы. Интересы госпожи Галяминой представляет адвокат Мария Эйсмонт, защищающая и активиста Константина Котова — второго россиянина, приговоренного к реальному сроку по ст. 212.1 УК. Статью называют дадинской по фамилии первого осужденного — Ильдара Дадина. Юлия Галямина — восьмой человек в РФ, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ст. 212.1 УК.
Тезис о конспирации на Пушкинской площади Юлия Галямина называет фантазией следствия: «Когда нет реального состава преступления, непонятно, как "стряпать" дело, придумывают формулировки, выходящие за рамки правового поля. Статья 212.1 УК сомнительна с точки зрения ее правового статуса, ранее формулировка о конспирации в обвинениях по ней не встречалась».
Глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов отмечает, что «смешные» тезисы в обвинительных заключениях по «митинговым» делам встречались и ранее и даже касались «маскировки» одной акции под другую. Например, в Чувашии в 2017 году координатора штаба Навального Семена Кочкина привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения митинга) после того, как «сторонники под его активным руководством пошли на тактическую хитрость, присоединились к согласованной экологической акции "Молодой гвардии" и провели митинг с требованием отставки Дмитрия Медведева», рассказывает господин Глухов. В другом эпизоде к ответственности привлекли граждан, которые «остановились под видом случайных прохожих и стали демонстративно наблюдать» за одиночным пикетом, «создавая социально-политическую значимость проводимого несанкционированного мероприятия».
По словам Алексея Глухова, ни дело Юлии Галяминой, ни административные и уголовные дела, связанные с прошлогодними протестами в Москве, ни дела в отношении некоторых организаторов и участников «нынешних протестов в Хабаровске» не свидетельствуют о том, что либерализация закона о митингах входит в краткосрочные планы российских властей.
Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев сохраняет надежду на то, что «дадинская» статья может быть декриминализована уже в этом году. Ранее в интервью “Ъ” он подчеркивал, что уголовное преследование нарушителей установленного порядка пикетов и митингов недопустимо. «Важно, чтобы не было ареста (Юлии Галяминой.— “Ъ”), даже домашнего, и чтобы суд и правоохранительные органы вняли мнению общественности,— заявил “Ъ” господин Фадеев во вторник.— Важно, чтобы следствие не требовало ареста. Статья 212.1 УК должна быть декриминализирована. Это может сделать Госдума, Совфед и президент. Надо изменить закон, но важна и атмосфера: будет арест или нет, будет наказание по нижнему пределу или нет? Поскольку закон пока не изменен, важно следить за процессом». Господин Фадеев подчеркнул, что члены СПЧ намерены «продолжить диалог» с депутатами Госдумы «после выхода законодателей из отпуска». Первое пленарное заседание ГД назначено на 15 сентября. Ранее СПЧ дважды вносил в палату инициативы о «переносе» ст. 212.1 из УК в КоАП, но поддержаны они не были.