Чиновники были посланы по известному адресу
Власти Башкирии начали реагировать на акции протеста
Масштабные выступления активистов на горе Куштау в Башкирии 15 и 16 августа заставили власти региона отреагировать на старые и новые конфликты между обществом и бизнесом. Спикер Курултая Константин Толкачев вчера неожиданно решил лично вмешаться в ситуацию в Нефтекамске, где жители больше года протестуют против строительства завода «Росатома» в соседней Камбарке. В Абзелиловский район, где граждане с 2019 года выступают против разработки карьера Русской медной компанией, на переговоры были делегированы депутаты. А в Уфе накануне прошла встреча жителей разрушающегося дома на улице Руставели, 5 с сити-менеджером Ульфатом Мустафиным: приема градоначальника жители добивались с июня. По мнению политологов, наученные опытом Куштау власти решили не доводить локальные проблемы до политических.
Спикер Курултая Башкирии Константин Толкачев вчера неожиданно поддержал нефтекамских активистов, больше года выступающих против строительства в соседней Камбарке (10 км от Нефтекамска) завода «Росатома» по уничтожению химических отходов.
Господин Толкачев заявил «Башинформу», что «недопустимо, чтобы переработка отходов сказалась на здоровье населения». Он также заверил, что Курултай напишет обращение к российскому премьеру Михаилу Мишустину и генеральному директору «Росатома» Алексею Лихачеву и обратит внимание на экологическую ситуацию в городе.
В Нефтекамске с июня 2019 года действует движение «Стоп Камбарка», организующее митинги и пикеты против строительства завода, пуск которого планируется на 2023 год.
Из заявления господина Толкачева не следует, что Курултай потребует пересмотреть проект «Росатома».
Однако спикер пообещал, что поднимет вопрос реконструкции городского водозабора (активисты опасаются, что отходы производства нового завода попадут в источники питьевого водоснабжения), подключит экспертов для объективной оценки рисков нового предприятия, а также убедит «Росатом» построить в Нефтекамске социально значимые объекты.
От дополнительных комментариев Константин Толкачев вчера отказался, попросив задать вопросы пресс-службе Курултая. Там сообщили, что текст обращения пока не готов.
В конце прошлой недели власти решили погасить очаг напряженности в селе Аскарово Абзелиловского района, где жители еще с февраля 2019 года протестуют против планов разработки карьера Русской медной компанией (РМК): они пишут петиции, обращения и организуют сходы. После последних сходов, 29 августа, РМК вывела с объекта технику и приостановила геологоразведочные работы.
Глава администрации Абзелиловского района Ильдар Нафиков написал на своей странице в социальной сети Facebook, что это было сделано «в связи с повышенным беспокойством населения и реальной угрозой провокаций со стороны некоторых горячих голов».
30 августа в село Аскарово были делегированы сразу два депутата: депутат Курултая Гульнур Кульсарина и депутат Госдумы Зариф Байгускаров. Разговора с активистами не получилось: госпожа Кульсарина, которая призвала протестующих «не поднимать восстание», была отправлена назад с криками «Уходи!», а господин Байгускаров — освистан.
В Уфе 31 августа прошла встреча жителей дома 5 на улице Руставели с сити-менеджером Ульфатом Мустафиным. Активисты, которые протестуют против строительства в 10 м от дома новой 34-этажной высотки компанией ПСК-6, добивались этой встречи с июня. Дом, стоящий на склоне, разрушается: по всем этажам проходит трещина, ширина которой доходит до 5–7 см.
В течение трех месяцев жители писали обращения господину Мустафину, главе республики Радию Хабирову и президенту России Владимиру Путину, а в июне даже проводили флешмоб, в ходе которого встали перед зданием мэрии на колени.
Встреча с господином Мустафиным в итоге прошла без журналистов. Активисты на ней, по данным „Ъ“, заявили о фальсификации общественных обсуждений проекта застройки: они своего согласия на это не давали. Ульфат Мустафин, по информации его пресс-службы, «дал поручение заместителям полностью разобраться с данным вопросом».
Сами активисты по-разному оценивают результативность встреч с чиновниками.
Один из лидеров движения «Стоп Камбарка» Ильнур Салахов считает, что «все это временно» и может быть связано с выборами в городской совет Нефтекамска. В июле 2019 года, в разгар избирательной кампании по выборам главы региона, тоже собирали круглый стол по проблемам Камбарки, но потом «об этом все забыли», отметил активист.
Член инициативной группы жителей дома 5 на улице Руставели Алла Яковлева в то же время полагает, что «видя рост гражданского самосознания в обществе, чиновники понимают, что им придется считаться с мнением людей».
«Поэтому мы наращиваем хватку»,— отметила она.
Реакция чиновников последовала за событиями на горе Куштау, где 15 и 16 августа собрались, по разным оценкам, 7–10 тыс. активистов, произошли столкновения между ними и полицией. Экологические лозунги за сохранение горы сопровождались требованиями отставки главы региона Радия Хабирова.
26 августа активистов поддержал президент России Владимир Путин, заявив, что «люди, которые выразили свое недоверие тому, что происходит на месте, они в значительной мере правы».
«И нечего доводить до каких-то конфликтов, нужно просто вести диалог с людьми»,— отметил он.
В администрации главы Башкирии заявляют, что никаких команд из Кремля по поводу работы с активистами не получали. «После того как Радий Хабиров первым вышел навстречу людям (активистам на горе Куштау.— „Ъ“), поняв, что общество изменилось и больше не намерено смотреть на власть снизу вверх, это стало месседжем и чиновникам на местах»,— отметил председатель совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов (курирует работу государственных СМИ).
В то же время политолог Аббас Галлямов отмечает, что «задабривать протестующих в тех случаях, когда речь не идет о политике,— теперь общая кремлевская установка по всей властной вертикали».
«Притушить, убрать из информационной повестки все резонансные темы, связанные с протестами, это, безусловно, команда из Москвы,— соглашается политолог Сергей Маркелов.— С большой долей вероятности можно предположить, что ни одна из этих проблем серьезно с мертвой точки не сдвинется, но диалог будут имитировать». «Власти сейчас совсем не заинтересованы, чтобы локальные проблемы перерастали в нечто большее»,— заключил эксперт.