«В России свобода слова давно не ценность»
Дмитрий Дризе — о реакции Charlie Hebdo на теракт в редакции в 2015 году
Известный французский журнал Charlie Hebdo вновь выходит с карикатурами на пророка. Таким образом, предполагается отметить начало суда по делу о терактах 2015 года. Тогда редакция еженедельника практически в полном составе была расстреляна религиозными экстремистами. После этого события на улицы в знак солидарности с погибшими и в поддержку свободы слова вышли 3,5 млн человек. Сейчас карикатуры размещены на обложке журнала под заголовком «Все это — за это». Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что даже в нынешних условиях ценности свободного мира не утратили актуальность.
Во Франции стартует чрезвычайно важный и громкий судебный процесс. 7 января 2015 года террористы расстреляли редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo. Погибли 12 человек, 11 получили ранения. Нападавшие были вскоре ликвидированы полицией. Сейчас на скамье подсудимых их пособники — те, кто обеспечивал финансовое прикрытие и организацию терактов — всего 14 человек. Эти преступления стали частью большого террористического нападения на Францию. Два года в стране действовало чрезвычайное положение.
Причиной нападения послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, которые впервые были опубликованы в 2005 году в Дании. Годом позже их перепечатал Charlie Hebdo. В 2015-м, в самый разгар войны с ИГИЛ (организация запрещена в России) им это припомнили, избрали в качестве цели для атаки. Еще нелишне напомнить ставший знаменитым лозунг «Мы все Charlie», с которым на улицы вышли 3,5 млн человек в поддержку свободы слова и с понятным посылом: нас не запугать.
И вот сейчас в день открытия процесса Charlie Hebdo выходит с теми же самыми карикатурами. Причина понятна: свобода слова остается главной ценностью Франции и по большому счету всего цивилизованного мира. Хотя не секрет, что еженедельник является скандальным, левым, атеистическим и откровенно провокационным. Он, кстати говоря, публиковал карикатуры на тему авиакатастрофы российского самолета над Синаем в ноябре 2015 года, а также высмеивал чемпионат мира по футболу 2018 года, который проходил в России. Какая на все это была реакция, можно не напоминать. Здесь все понятно: прекратить циничные нападки подметной желтой прессы и так далее.
С сожалением можно отметить, что в России свобода слова давно не ценность. Да, собственно, и журналисты тоже, хотя бы потому, что их можно использовать как штрейкбрехеров в Белоруссии. Хотя справедливости ради стоит отметить, что нынешняя Россия стоит на страже чувств разных групп населения и считает западные трактовки свободы опасными анархическими проявлениями. То есть это уже никакая не свобода, а развал. Посмотрите, что происходит на Западе — это же ужас какой-то. С этим, наверное, можно было бы согласиться, но лишь отчасти.
Во-первых, несмотря на заботу о чувствах, обстановка в стране далека от идеала, в том числе если говорить о духовности. Во вторых, это может показаться странным, но у нас допускается работа в стиле Charlie Hebdo, а то и жестче, даже с телевизионных экранов. Жестко высмеивать на грани цензуры не запрещено, например, тех же западных руководителей или лидеров доморощенной оппозиции, а также, за редкими исключениями, звезд шоу-бизнеса и даже чиновников среднего и низшего звена.
Западные технологии и стиль нам отнюдь не чужие.
Но и это еще не все. 3,5 млн человек выходят в поддержку свободы слова во Франции и не боятся терактов, вновь публикуют те же неоднозначные карикатуры. А какие ценности найдут в России столь широкую поддержку? Так сразу и не ответишь.