«Наша цель — дать качественные и актуальные практические знания»
Глава Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина — о задачах образовательного центра, его программах и учениках
Особое место в системе проектов платформы «Россия — страна возможностей» занимает Мастерская управления «Сенеж»: на ее базе проходят обучающие мероприятия для пользователей платформы. BG поговорил с проректором по образовательной деятельности «Сенежа» Марией Афониной о программах мастерской, ее учениках и их наставниках, об обучении во время карантина и о планах на будущее.
BUSINESS GUIDE: Расскажите, как создавалась мастерская? В чем заключается ее роль в работе платформы «Россия — страна возможностей»?
МАРИЯ АФОНИНА: Мастерская управления «Сенеж» — это современный, открытый к сотрудничеству с ведущими вузами и лучшими экспертами всероссийский образовательный центр. Это, можно сказать, своеобразный образовательный хаб, точка сборки лучших образовательных практик. Мы анализируем и создаем актуальные программные и индивидуальные траектории развития.
Наша главная цель — дать качественные и актуальные практические знания, как сейчас говорят, прокачать определенные навыки и компетенции, которые помогут кому-то продвинуться по службе, кому-то создать свою команду, найти свое место в жизни или придумать новый интересный, важный социальный проект. Проще говоря, ты можешь быть волонтером, учителем, госслужащим, добровольцем, молодым изобретателем-новатором, инженером. Ты профессионал в своей отрасли и прекрасный специалист, но повышение по должности и высокую зарплату предлагают другому человеку, и, может быть, даже не такому, как ты, хорошему специалисту в своей сфере. Почему? Потому, что у него есть необходимые навыки и компетенции — способности, а у тебя их нет. Современный мир требует от активных людей не только профессиональных знаний и опыта. Нужно уметь управлять конфликтами, быть креативным, принимать решения и брать на себя ответственность за результат, обладать навыками планирования своего времени и уметь распределять работу в команде.
Если молодой человек активен, амбициозен, если ему интересна жизнь, он будет нацелен на развитие. И это развитие не заканчивается вузом, тренингом или вебинаром. Это развитие, которое человек себе выстраивает осознанно в течение всей жизни — принцип lifelong development.
Помните фразу Михаила Булгакова в произведении «Жизнь господина де Мольера»: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Мы говорим применительно к «Сенежу» о тех молодых людях, которые хотят образовывать сами себя. Именно для их поддержки и была создана Мастерская управления.
BG: Как можно охарактеризовать мероприятия, которые вы проводите?
М. А.: Наши короткие модули или длительные программы формируются под задачи каждой конкретной группы слушателей из числа участников проектов платформы «Россия — страна возможностей» или для развития актуальных на сегодняшний день компетенций и навыков. Они нужны и управленцам — госслужащим и руководителям предприятий страны, общественным лидерам и активистам. К примеру, наша новая образовательная онлайн-программа «Право знать: инструменты распознавания достоверной информации» направлена на развитие критического мышления у слушателей. Мы привлекли сильных экспертов в этой области, чтобы рассказать, как наш мозг реагирует на фейки, что нужно делать, чтобы отличать правду от вымысла в интернете, как оценивать риски, связанные с манипуляциями информацией.
В последнее время продолжают возрастать запросы на программы, связанные с цифровой трансформацией. В июле совместно с РАНХИГС мы запустили цикл практических видеолекций по цифровой педагогике в рамках программы для руководителей общеобразовательных учреждений «Цифровая трансформация школы». Мы проводили и сейчас планируем постепенно возобновлять уже в сентябре, если позволит эпидемиологическая ситуация в стране, очные образовательные программы, все они для наших слушателей бесплатные. Это главное!
BG: Какую из программ мастерской вы бы отметили особо?
М. А.: Одним из знаковых этапов в развитии Мастерской стала программа «Наставничество». Программа уникальна тем, что ее участники получают возможность развиваться с поддержкой опытного и зрелого управленца — наставника. Более того, наставник часто становится старшим товарищем и другом молодому коллеге: дает советы и помогает реализовать задуманное. Наставниками выступают опытные профессионалы из конкурса «Лидеры России». В этом году наставниками также станут победители конкурсов «Учитель Будущего» и «Цифровой прорыв». Их подопечными являются победители и финалисты других конкурсов президентской платформы. Очередной отбор участников программы «Наставничество» проходит в сентябре текущего года.
BG: Можно ли сказать, что целью программ Мастерской является обязательное трудоустройство?
М. А.: Я бы не сказала, что это наш главный приоритет, хотя такие случаи не редкость. Вот пример: Никос Топузидис из Ставропольского края, выпускник Пятигорского государственного университета и победитель Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» на Кавказе, после знакомства со своим наставником Сергеем Алексеевым переехал в Елабугу в Татарстан и сейчас работает рядом с ним в ОЭЗ «Алабуга».
BG: Сколько человек прошли через мастерскую с момента ее основания? Среднестатистический ученик мастерской — кто он?
М. А.: В прошлом, 2019 году, через программы Мастерской управления Сенеж» прошли обучение 12 тыс. человек. Весной в период самоизоляции из-за коронавируса мы не оставили образовательные процессы: оперативно все перевели в онлайн-формат. И сейчас количество слушателей, которые прошли через наши программы, уже достигло показателей прошлого года.
В основном это молодые, активные, увлеченные люди, им хочется меняться самим и менять мир, помогать людям, они хотят учиться и с готовностью передают свой опыт другим. У нас представлены все профессии: врачи, инженеры, предприниматели, учителя. У нас проходит обучение и управленцев: государственных и муниципальных служащих. В современных реалиях всем необходимы лидерские и управленческие навыки.
BG: Как мастерская работала в период эпидемии?
М. А.: Еще задолго до пандемии мы начали использовать онлайн-обучение и дистанционное обучение. У нас был запрос от регионов на обучение без выезда, что называется, «на месте». Порой у людей нет возможности вылететь на несколько дней в Москву — много работы и плотный график, да и, согласитесь, не все могут прилететь на несколько дней в столицу из дальних регионов.
В период самоизоляции мы одни из первых запустили образовательный онлайн-проект «Полный вперед» в рамках акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Нам важно было подержать людей во время неопределенности, успокоить, сказать и показать, что в любой ситуации важно развиваться, искать полезное, творить добро. И главное, что мы хотели сказать, #МЫВМЕСТЕ: каждый может найти поддержку у тех, кто рядом, кто мыслит так же, как мы, и разделяет наши ценности. Эта программа была открытой, слушателями могли стать не только участники наших проектов президентской платформы, к ней подключались все желающие. В рамках программы «Полный вперед» мы провели 27 вебинаров, в них приняли участие более 7 тыс. участников.
BG: То есть вы перевели в онлайн все свои программы?
М. А.: Большинство программ, как я и сказала, сейчас пока проходит в онлайн, но если бы вы летом приехали в «Сенеж», увидели бы на территории много людей. Это участники Всероссийского молодежного форума «Территория смыслов». Он начался в июле и завершился в начале сентября. Для офлайн-участников построен целый городок недалеко от набережной озера Сенеж — это комфортные корпуса, лектории, яркие беседки и спортивные площадки. На территории мероприятия царила удивительная атмосфера: здесь молодость, эмоции, творчество и встречи с интересными спикерами. Конечно, форум в этом году немного изменился: меньше людей находились на площадке, были строгие правила по соблюдению мер безопасности из-за пандемии. Но новый смешанный формат — офлайн и онлайн, новые статусы участников — Мастер-участник и цифровой Аватар — дали возможность тысячам молодых людей в буквальном смысле побывать на «Территории смыслов». Причем они оказались очень активными в дискуссиях — не просто слушали онлайн-трансляции, но на равных с офлайн-коллегами представляли проекты и получали тысячные гранты по результатам конкурса Росмолодежи.
BG: Какие новые проекты вы планируете начать этой осенью?
М. А.: Недавно на форуме «Территория смыслов», в числе организаторов которого платформа «Россия — страна возможностей». Мы отобрали лучших участников в нашу новую программу «Школа тренеров и модераторов». Цель школы — научить слушателей правилам работы с аудиторией, навыкам самопрезентации и эффективного общения. Школа изначально задумывалась как площадка для обучения тренерским навыкам исключительно победителей и финалистов конкурса управленцев «Лидеры России». Сейчас принято решение в качестве пилотного направления включить в программу подготовки модераторов форума «Территория смыслов».
Мы уже сейчас с коллегами из конкурса «Учитель будущего» готовим Молодежный педагогический форум «Линейка». Он пройдет в начале октября, мы пригласим лучших педагогов из российских регионов.
Осенью мы планируем еще одну уникальную программу — «Женщина-лидер». Это программа для молодых активных женщин, которые стремятся к развитию. Она для тех, кто говорит: «Я — женщина, меняющая мир». Мы хотим собрать на программу людей, которые находятся в поиске своего предназначения, и тех, кто уже реализовал интересные и успешные проекты, или открыл собственный бизнес, или добился успеха в карьере.
Одна из наших программ пройдет на театральной сцене. Тема звучит непривычно: «Развитие аутентичного лидерства через театр компетенций». В программе будут применены методы известной системы актерского мастерства русского режиссера Константина Станиславского. Слушатели на время станут актерами, и по итогам обучения им будет предложено реализовать свой замысел — социальный проект на театральной сцене.