Александр Лукашенко оттачивает риторику
О чем могут договориться президенты России и Белоруссии во время встречи
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ближайшее время должен прилететь в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. Накануне он заявил, что сейчас Россия и Белоруссия — братские страны. При этом последние годы глава республики неоднократно характеризовал отношения с Москвой как партнерские. В связи с чем изменилась риторика Александра Лукашенко? И повлияет ли это на переговоры с президентом России? Разбирался Александр Рассохин.
«Мы сегодня братья. Наше общее отечество, где живут два народа от одного корня. Это отечество от Бреста до Владивостока»,— рассуждая о родстве России и Белоруссии, Александр Лукашенко не скупился на комплименты. По крайней мере, сейчас. Однако еще недавно на фоне конфликтов с Россией по энергетическим контрактам и Союзному государству риторика белорусского президента была иной, и ни о каком братстве речи не шло:
- «Я пригласил вас, чтобы обсудить актуальные вопросы, сотрудничество с нашим ключевым внешним партнером, я не говорю братским государством, потому что, как меня информируют, в России уже это не воспринимается. Ну, что ж, будем партнерами».
- «Российская Федерация — наш стратегический партнер, партнер в экономической, политической, военной сферах».
Последние данные по протестам в Белоруссии
Александр Лукашенко известен своим умением дипломатически лавировать. Только за последние 10 лет характер его высказываний об отношениях с Россией кардинально менялся:
- «С братской Россией нас связывают союзнические отношения. У нас отсутствуют какие-либо политические разногласия. Мы выходим на высочайший уровень двустороннего взаимодействия в рамках Союзного государства».
- «Нет ресурсов ни у России, ни у Путина для того, чтобы задушить Беларусь».
- «И Россия боится нас потерять, ведь кроме нас у нее не осталось по-настоящему близких союзников. Даже несмотря на то, что братские отношения с нами поменяла на партнерские. Напрасно».
- «Но это единственная страна, которая всегда по разным причинам приходила к нам на помощь. Мы будем с Россией».
Ваш браузер не поддерживает видео
Еще недавно Лукашенко встречал в Минске госсекретаря США Майка Помпео, обсуждал поставки американской и норвежской нефти, отказываясь от российской, и говорил о вмешательстве Москвы в белорусские выборы. Но с началом протестов Александр Лукашенко вновь повернулся спиной к Западу и лицом к Востоку. Путина он называл своим старшим братом, говорил, что Россия готова рефинансировать кредит в $1 млрд. Как предполагают политологи, речь о дипломатической и экономической поддержке взамен на некие уступки и преференции пойдет и на встрече Путина с Лукашенко.
Но поверят ли в Кремле обещаниям белорусского президента? Российские власти понимают, как могут меняться заявления Лукашенко. Но сейчас, в момент внутриполитического и экономического кризиса в Белоруссии, у него нет иного выхода, кроме как соглашаться на требования Москвы, подчеркивает заместитель главного редактора сайта carneige.ru Максим Саморуков: «Конечно, устали от Александра Григорьевича, и никакой веры ему нет, он только раздражает. Но на ближайший период его можно поддержать. Если для этого потребуется реструктурировать белорусский долг, подкинуть ему денег, чтобы задобрить бюджетников, конечно, подкинут.
Потому что он все больше превращается в идеального для Москвы союзника, у которого никаких вариантов кроме дружбы с Москвой нет».
Что Кремль может попросить взамен? Политологи по обе стороны границы предполагают, что Лукашенко готов согласиться увеличить долю России как в белорусских компаниях, так и в целом в экономике. Возможно, Москве вернут ранее национализированный Белгазпромбанк. Некоторые специалисты не исключают, что Лукашенко пойдет на уступки и по углублению интеграции в рамках Союзного государства.
Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов уверен, что речь пойдет и о будущем Белоруссии, а точнее, о постепенном транзите власти: «Править как прежде уже не получится, отсюда разговора по конституционной реформе. Думаю, что Россия заинтересована в том, чтобы в процессе политических изменений учитывались российские интересы, а самое главное, не происходило каких-то нежелательных разворотов. Для этого нужны уже не только личности, но и процедуры, институты и так далее».
Собеседники “Ъ FM” не исключают, что если острая фаза кризиса в Белоруссии пройдет, то Александр Лукашенко вновь может изменить риторику, начать лавировать, манипулировать и сыпать претензиями в адрес Москвы. Но ожидая этого, добавляют политологи, Кремль, вероятно, будет требовать от белорусского президента не просто обещаний на словах, но и на бумаге.
Как сообщили в Кремле, встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко пройдет в ближайшие две недели. Точная дата согласовывается.