Поэзия и кривда
Как наследники музыкантов атаковали фильмы о них
1 сентября было опубликовано обращение наследников Виктора Цоя к президенту РФ Владимиру Путину. В нем отец и сын музыканта просят главу государства воспрепятствовать прокату фильма Алексея Учителя «Цой». Аргументы наследников — использование песен, а также образа и имени музыканта осуществлено без их согласия. Борис Барабанов вспомнил самые известные музыкальные байопики и ту роль, которую наследники покойных артистов сыграли в экранной судьбе лент.
Пожалуй, сильнее всего близкие возмущались кинобиографией музыканта, когда на экраны вышел байопик о Джиме Моррисоне — «The Doors» (1991). Здравствующие музыканты The Doors в один голос заявили: поэт не был тем неуправляемым социопатом-алкоголиком, каким он предстал в ленте. Картина в самом деле была полна эпизодов, противоречащих исторической правде, причем это были принципиально важные для сюжета повороты. Но вот уже почти 30 лет именно из этого фильма молодые люди черпают представления о Моррисоне и его товарищах.
Так что изложенные в письме Владимиру Путину опасения наследников Виктора Цоя насчет того, что в общественном сознании в случае выхода на экраны фильма «Цой» «навсегда останется несправедливость», отчасти оправданы. С поправкой на тот факт, что никакого «нового» Цоя на экране нет — он мелькает только в хорошо знакомых поклонникам «Кино» документальных кадрах. А вот жены и друзья в «Цое» есть, в том числе здравствующие. И их экранное воплощение далеко от комплиментарного.
Если вернуться к истории «The Doors», то можно обнаружить, что наследники Джима Моррисона и его вдовы Памелы Кёрсон долго не давали разрешение на использование произведений музыканта.
Оно было получено, только когда к проекту подключился дважды лауреат «Оскара» Оливер Стоун. Наследники напрямую вмешивались в работу — например, одним из их условий было «не связывать обстоятельства смерти Джима Моррисона с Памелой Кёрсон». И если рассматривать «The Doors» сквозь оптику фактов, то картина целиком состоит из преувеличений, натяжек и уступок воле потомков.
Полная противоположность «The Doors» — фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» (2005). Сложно отрицать портретное сходство главного героя фильма с лидером Nirvana Куртом Кобейном. Ван Сент в своей ленте воспроизводит его самые расхожие образы с постеров Nirvana: полосатый свитер, прическа, солнцезащитные очки — все на своем месте. Но в названии ленты нет слов «Nirvana» и «Кобейн», в саундтреке нет песен Nirvana, а героя зовут Блейк. Проект изначально создавался в поле артхауса; известно, что Гас Ван Сент встречался с вдовой Курта Кобейна Кортни Лав, уже имея в виду, что вариант прямолинейного байопика может «заставить ее страдать», и обсуждал лишь размер дистанции между Блейком и Кобейном.
По тому же пути «запутывания следов» могли бы пойти и Алексей Учитель с коллегами. Но они разместили на афише слово «Цой». И теперь соцсети пестрят репликами фанатов насчет того, что авторы «Цоя» «пиарятся» на священном имени и устраивают пляски на костях. Предполагается, вероятно, что существует некий идеальный байопик, который устроит каждого — никого не обидит и при этом всех развлечет.
Если судить по коммерческим результатам, то таковым является «Богемская рапсодия» (2018) — кинобиография Фредди Меркьюри, снятая по инициативе и при участии музыкантов группы Queen. В этом случае здравствующие прототипы героев фильма фактически узурпировали правду. Список исторических несоответствий начинается с факта признания Меркьюри в том, что он болен СПИДом. Согласно ленте, он рассказал об этом коллегам по группе перед знаменитым концертом Live Aid в 1985 году. На деле же это произошло двумя годами позже.
Но «Богемская рапсодия» получила четыре «Оскара» и заработала в прокате $900 млн с лишним. Вряд ли для людей, заплативших свои кровные, было так уж важно, где именно познакомились будущие члены Queen и когда была записана песня «We Will Rock You» (в этих случаях Queen тоже все переврали). Средний зритель идет в кинотеатр за эмоциями, и на «Богемской рапсодии» он получил их сполна.
Несмотря на право художника трактовать события по-своему, вопрос соответствия событий на экране исторической правде всегда упирается в мнение наследников и правообладателей.
Самые жаркие споры вокруг фильма «Цой» инспирированы его названием. Правильно ли называть так фильм, в фокусе которого, как утверждают сами авторы, совсем не Виктор Цой? Вероятно, это пример маркетинга, но законно ли это? На этот счет у кинематографистов и наследников Цоя разные точки зрения. Маркетинг — вообще тонкая вещь. Можно ли анонсировать концерты группы «Кино», имея в виду, что на сцене точно не будет Виктора Цоя и Георгия Гурьянова (см. “Ъ” от 2 ноября 2019 года)? Насколько груб такой маркетинг? Вопрос справедлив. Но судя по тому, что на тур «Кино», который начнется 31 октября в Санкт-Петербурге, проданы практически все билеты, фанаты группы готовы эту грубость группе простить. Да и Queen прекрасно гастролируют без Фредди Меркьюри.