Поэзия и кривда
Как наследники музыкантов атаковали фильмы о них
1 сентября было опубликовано обращение наследников Виктора Цоя к президенту РФ Владимиру Путину. В нем отец и сын музыканта просят главу государства воспрепятствовать прокату фильма Алексея Учителя «Цой». Аргументы наследников — использование песен, а также образа и имени музыканта осуществлено без их согласия. Борис Барабанов вспомнил самые известные музыкальные байопики и ту роль, которую наследники покойных артистов сыграли в экранной судьбе лент.
Авторы «Цоя» гнались за художественным эффектом, а не правдивостью — за что подобно предшественникам и страдают
Фото: ТПО «Рок»
Авторы «Цоя» гнались за художественным эффектом, а не правдивостью — за что подобно предшественникам и страдают
Фото: ТПО «Рок»
Пожалуй, сильнее всего близкие возмущались кинобиографией музыканта, когда на экраны вышел байопик о Джиме Моррисоне — «The Doors» (1991). Здравствующие музыканты The Doors в один голос заявили: поэт не был тем неуправляемым социопатом-алкоголиком, каким он предстал в ленте. Картина в самом деле была полна эпизодов, противоречащих исторической правде, причем это были принципиально важные для сюжета повороты. Но вот уже почти 30 лет именно из этого фильма молодые люди черпают представления о Моррисоне и его товарищах.
Так что изложенные в письме Владимиру Путину опасения наследников Виктора Цоя насчет того, что в общественном сознании в случае выхода на экраны фильма «Цой» «навсегда останется несправедливость», отчасти оправданы. С поправкой на тот факт, что никакого «нового» Цоя на экране нет — он мелькает только в хорошо знакомых поклонникам «Кино» документальных кадрах. А вот жены и друзья в «Цое» есть, в том числе здравствующие. И их экранное воплощение далеко от комплиментарного.
Если вернуться к истории «The Doors», то можно обнаружить, что наследники Джима Моррисона и его вдовы Памелы Кёрсон долго не давали разрешение на использование произведений музыканта.
Оно было получено, только когда к проекту подключился дважды лауреат «Оскара» Оливер Стоун. Наследники напрямую вмешивались в работу — например, одним из их условий было «не связывать обстоятельства смерти Джима Моррисона с Памелой Кёрсон». И если рассматривать «The Doors» сквозь оптику фактов, то картина целиком состоит из преувеличений, натяжек и уступок воле потомков.
Полная противоположность «The Doors» — фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» (2005). Сложно отрицать портретное сходство главного героя фильма с лидером Nirvana Куртом Кобейном. Ван Сент в своей ленте воспроизводит его самые расхожие образы с постеров Nirvana: полосатый свитер, прическа, солнцезащитные очки — все на своем месте. Но в названии ленты нет слов «Nirvana» и «Кобейн», в саундтреке нет песен Nirvana, а героя зовут Блейк. Проект изначально создавался в поле артхауса; известно, что Гас Ван Сент встречался с вдовой Курта Кобейна Кортни Лав, уже имея в виду, что вариант прямолинейного байопика может «заставить ее страдать», и обсуждал лишь размер дистанции между Блейком и Кобейном.
По тому же пути «запутывания следов» могли бы пойти и Алексей Учитель с коллегами. Но они разместили на афише слово «Цой». И теперь соцсети пестрят репликами фанатов насчет того, что авторы «Цоя» «пиарятся» на священном имени и устраивают пляски на костях. Предполагается, вероятно, что существует некий идеальный байопик, который устроит каждого — никого не обидит и при этом всех развлечет.
Если судить по коммерческим результатам, то таковым является «Богемская рапсодия» (2018) — кинобиография Фредди Меркьюри, снятая по инициативе и при участии музыкантов группы Queen. В этом случае здравствующие прототипы героев фильма фактически узурпировали правду. Список исторических несоответствий начинается с факта признания Меркьюри в том, что он болен СПИДом. Согласно ленте, он рассказал об этом коллегам по группе перед знаменитым концертом Live Aid в 1985 году. На деле же это произошло двумя годами позже.
Но «Богемская рапсодия» получила четыре «Оскара» и заработала в прокате $900 млн с лишним. Вряд ли для людей, заплативших свои кровные, было так уж важно, где именно познакомились будущие члены Queen и когда была записана песня «We Will Rock You» (в этих случаях Queen тоже все переврали). Средний зритель идет в кинотеатр за эмоциями, и на «Богемской рапсодии» он получил их сполна.
Несмотря на право художника трактовать события по-своему, вопрос соответствия событий на экране исторической правде всегда упирается в мнение наследников и правообладателей.
Самые жаркие споры вокруг фильма «Цой» инспирированы его названием. Правильно ли называть так фильм, в фокусе которого, как утверждают сами авторы, совсем не Виктор Цой? Вероятно, это пример маркетинга, но законно ли это? На этот счет у кинематографистов и наследников Цоя разные точки зрения. Маркетинг — вообще тонкая вещь. Можно ли анонсировать концерты группы «Кино», имея в виду, что на сцене точно не будет Виктора Цоя и Георгия Гурьянова (см. “Ъ” от 2 ноября 2019 года)? Насколько груб такой маркетинг? Вопрос справедлив. Но судя по тому, что на тур «Кино», который начнется 31 октября в Санкт-Петербурге, проданы практически все билеты, фанаты группы готовы эту грубость группе простить. Да и Queen прекрасно гастролируют без Фредди Меркьюри.
Фотогалерея
Последний герой
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. После окончания школы поступил в художественное училище имени Валентина Серова (ныне Николая Рериха), но оттуда его отчислили за неуспеваемость. Он поступил в ПТУ и получил специальность резчика по дереву
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Конрадт
В начале 1980-х «Кино» представляло из себя акустический дуэт Виктора Цоя и Алексея Рыбина под названием «Гарин и гиперболоиды», исполнявший биг-бит и буги с текстами, напоминавшими дворовые песни, — искренними, немного прямолинейными и энергичными одновременно
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
При помощи Бориса Гребенщикова (объявлен иностранным агентом) и музыкантов «Аквариума» Цой и Рыбин записали свою первую программу. Полноценный состав группы сформировался во время записи второго альбома «Начальник Камчатки». Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик «Кино» Георгий «Густав» Гурьянов присоединился к группе лишь в конце рабочего процесса и на записи фактически отсутствовал. Он появился в роли перкуссиониста на финальной «Прогулке романтика»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Альбом был записан в 1982 году и получил название «45» — именно столько составляла продолжительность его звучания
На фото (на переднем плане слева направо): музыкант Сергей Курехин, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков (признан иностранным агентом) и лидер группы «Кино» Виктор Цой
Фото: ТАСС / Интерпресс / Валентин Барановский
«Витька был упорным и трудолюбивым человеком,— писал Алексей Рыбин.— Кое-какие песни у него рождались очень быстро, но над большей частью того, что было написано им в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, отбрасывая лишнее и добавляя новые куплеты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать. На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было неплохим упражнением, подготовкой к более серьезной работе»
Второй альбом группы, «46», был записан уже без участия Алексея Рыбина, который покинул группу
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1983 году Виктор Цой (в центре на первом плане), пытаясь избежать призыва в армию, лег в в психиатрическую больницу. Там он провел полтора месяца. Весной следующего года группа записала песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Она открыла второй фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1984 году и была признана лучшей антивоенной песней
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
Отчасти ориентируясь на своих англоязычных кумиров, отчасти самостоятельно Цой выстроил, возможно, самый удачный сценический образ: задранный подбородок, гордый профиль, всегда в черном
Фото: Александр Чумичев и Александр Шогин / ТАСС
К моменту расцвета деятельности Ленинградского рок-клуба Виктор Цой и «Кино» были его звездами наряду с «Аквариумом», «ДДТ», «Алисой», «Телевизором»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1985 году Виктор Цой женился на администраторе группы Марьяне, с которой познакомился за три года до этого на ее дне рождения. По воспоминаниям Марьяны, 19-летний Витя возмутил именинницу не характерной для его возраста уверенностью в себе. Марьяна в то время работала костюмером в Ленинградском государственном цирке, именно она обеспечила группе «Кино» уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. В 1985 году у Виктора и Марьяны родился сын Саша (на фото). Пара рассталась (но так и не развелась официально) в 1989 году, когда Цой познакомил Марьяну со своей новой девушкой Натальей Разлоговой
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
Во второй половине 1980-х Виктор Цой работал кочегаром в котельной на улице Блохина в Санкт-Петербурге, в народе получившей название «Камчатка». Помимо него, там кочегарили поэт Александр Башлачев и основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. В «Камчатке» проходили концерты, в 1987 году она стала съемочной площадкой фильма «Рок», там даже играли свадьбу. Сейчас в «Камчатке» (на фото) находится клуб-музей Виктора Цоя
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев
Большое влияние на музыканта оказали его друзья — творческая группа «Новые художники». Все участники «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью. «Новые художники» активно сотрудничали с рок-клубом — оформляли концерты и пластинки, проводили выставки
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В последние годы Цой, по свидетельствам близких, замкнулся в себе и практически не выходил из дома. Он не хотел гулять по улицам, собирать вокруг себя толпы людей, становиться объектом наблюдения. Все это не приносило ему удовольствия. Та известность, которую он получил, была, по его словам, только доказательством того, что он в этой жизни чего-то стоит
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Зимой 1987 года в Ялте проходили съемки фильма «Асса» Сергея Соловьева с участием Виктора Цоя. Именно там он встретил Наталью Разлогову, которой было суждено стать его второй и последней спутницей. Она работала ассистентом у помощника режиссера Виктора Трахтенберга. «Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные,— вспоминала Марьяна Цой. — Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала...»
Фото: Валентин Барановский / Интерпресс / ТАСС
Во время съемок фильма «Игла» в 1987 году Виктор Цой написал свою легендарную «Звезду по имени Солнце». Ее премьера состоялась в Политехе города Алматы во время сольного концерта. По рассказам режиссера фильма Рашида Нугманова, песня была написана на его гитаре и в его квартире в Казахстане. Альбом «Звезда по имени Солнце» стал последним, изданным при жизни Цоя
На фото: кадр из фильма «Игла. Ремикс»
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм" / ТАСС / ООО
Несмотря на плотный гастрольный график и съемки в фильмах, Виктор Цой успевал заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников десять картин принадлежали кисти музыканта
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм"
Лето 1990 года Виктор Цой и группа «Кино» встретили уставшими и дожидались возможности отдохнуть от плотных гастролей. Цой отправился в Юрмалу с сыном Сашей и другом Юрием Каспаряном. С момента выхода «Солнца» прошло полтора года, и они намеревались поработать в спокойных условиях. За пару недель музыканты отрепетировали несколько новых и несколько старых, но еще не записанных песен. Каспарян уехал работать домой, Цой продолжил работу в одиночку. 15 августа, возвращаясь с рыбалки, он погиб в автокатастрофе в нескольких десятках километров от Риги. «Москвич» Цоя, не вписавшись в опасный поворот на трассе Слока — Талей, столкнулся с автобусом
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Нелепая преждевременная гибель Виктора Цоя навсегда закрепила его славу. Хоронить Цоя на Богославском кладбище в Питере пришли тысячи людей. На Арбате в Москве появилась стена его имени, посмертный «Черный альбом» побил все рекорды по продажам (хотя стоил 25 руб. вместо традиционных пяти). Тогда же прошли грандиозные концерты памяти музыканта
Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин / купить фото
В 2001 году экс-музыканты «Кино» подали на Марьяну Цой в суд, требуя признать их авторские права на аранжировки к песням группы и выплатить им часть гонораров за продажу аудиозаписей и воспроизведение песен по радио и телевидению с 1990 года
Фото: ТАСС / Евгений Асмолов
«Cтену Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве представители властей неоднократно пытались закрасить, но фанаты легендарного музыканта со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают «паломничество» к этому своеобразному мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото
В 2009 году в Санкт-Петербурге был установлен временный памятник артисту, изображающий музыканта сидящим на мотоцикле (на фото). В 2010 году в Барнауле был установлен первый постоянный памятник Виктору Цою. Кроме того, в Москве и Челябинске существуют стены памяти артиста; памятник установлен и на месте его гибели на трассе Слока—Талси в Латвии
Фото: ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев
В 2016 году санкт-петербургский градостроительный совет обсуждал проект постоянного памятника Виктору Цою, который планировали установить к 26-й годовщине гибели музыканта, однако открытие монумента состоялось в 2020-м. Четырехметровую фигуру (на фото) установили в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
В 2018 году Кирилл Серебренников снял фильм «Лето» (кадр из фильма на фото) о молодом Викторе Цое и ленинградской андеграудной рок-культуре начала 1980-х. Главную роль исполнил корейский актер Тео Ю. В 2020-м вышел фильм Алексея Учителя «Цой» про гибель музыканта. 16 июня 2022 года состоялся ре-релиз фильма «Асса»
Фото: WDSSPR
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. После окончания школы поступил в художественное училище имени Валентина Серова (ныне Николая Рериха), но оттуда его отчислили за неуспеваемость. Он поступил в ПТУ и получил специальность резчика по дереву
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Конрадт
В начале 1980-х «Кино» представляло из себя акустический дуэт Виктора Цоя и Алексея Рыбина под названием «Гарин и гиперболоиды», исполнявший биг-бит и буги с текстами, напоминавшими дворовые песни, — искренними, немного прямолинейными и энергичными одновременно
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
При помощи Бориса Гребенщикова (объявлен иностранным агентом) и музыкантов «Аквариума» Цой и Рыбин записали свою первую программу. Полноценный состав группы сформировался во время записи второго альбома «Начальник Камчатки». Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик «Кино» Георгий «Густав» Гурьянов присоединился к группе лишь в конце рабочего процесса и на записи фактически отсутствовал. Он появился в роли перкуссиониста на финальной «Прогулке романтика»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Альбом был записан в 1982 году и получил название «45» — именно столько составляла продолжительность его звучания
На фото (на переднем плане слева направо): музыкант Сергей Курехин, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков (признан иностранным агентом) и лидер группы «Кино» Виктор Цой
Фото: ТАСС / Интерпресс / Валентин Барановский
«Витька был упорным и трудолюбивым человеком,— писал Алексей Рыбин.— Кое-какие песни у него рождались очень быстро, но над большей частью того, что было написано им в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, отбрасывая лишнее и добавляя новые куплеты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать. На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было неплохим упражнением, подготовкой к более серьезной работе»
Второй альбом группы, «46», был записан уже без участия Алексея Рыбина, который покинул группу
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1983 году Виктор Цой (в центре на первом плане), пытаясь избежать призыва в армию, лег в в психиатрическую больницу. Там он провел полтора месяца. Весной следующего года группа записала песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Она открыла второй фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1984 году и была признана лучшей антивоенной песней
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
Отчасти ориентируясь на своих англоязычных кумиров, отчасти самостоятельно Цой выстроил, возможно, самый удачный сценический образ: задранный подбородок, гордый профиль, всегда в черном
Фото: Александр Чумичев и Александр Шогин / ТАСС
К моменту расцвета деятельности Ленинградского рок-клуба Виктор Цой и «Кино» были его звездами наряду с «Аквариумом», «ДДТ», «Алисой», «Телевизором»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1985 году Виктор Цой женился на администраторе группы Марьяне, с которой познакомился за три года до этого на ее дне рождения. По воспоминаниям Марьяны, 19-летний Витя возмутил именинницу не характерной для его возраста уверенностью в себе. Марьяна в то время работала костюмером в Ленинградском государственном цирке, именно она обеспечила группе «Кино» уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. В 1985 году у Виктора и Марьяны родился сын Саша (на фото). Пара рассталась (но так и не развелась официально) в 1989 году, когда Цой познакомил Марьяну со своей новой девушкой Натальей Разлоговой
Фото: Наташа Васильева-Халл / ТАСС
Во второй половине 1980-х Виктор Цой работал кочегаром в котельной на улице Блохина в Санкт-Петербурге, в народе получившей название «Камчатка». Помимо него, там кочегарили поэт Александр Башлачев и основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. В «Камчатке» проходили концерты, в 1987 году она стала съемочной площадкой фильма «Рок», там даже играли свадьбу. Сейчас в «Камчатке» (на фото) находится клуб-музей Виктора Цоя
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев
Большое влияние на музыканта оказали его друзья — творческая группа «Новые художники». Все участники «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью. «Новые художники» активно сотрудничали с рок-клубом — оформляли концерты и пластинки, проводили выставки
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В последние годы Цой, по свидетельствам близких, замкнулся в себе и практически не выходил из дома. Он не хотел гулять по улицам, собирать вокруг себя толпы людей, становиться объектом наблюдения. Все это не приносило ему удовольствия. Та известность, которую он получил, была, по его словам, только доказательством того, что он в этой жизни чего-то стоит
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Зимой 1987 года в Ялте проходили съемки фильма «Асса» Сергея Соловьева с участием Виктора Цоя. Именно там он встретил Наталью Разлогову, которой было суждено стать его второй и последней спутницей. Она работала ассистентом у помощника режиссера Виктора Трахтенберга. «Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные,— вспоминала Марьяна Цой. — Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я — это бочка с порохом. Она — абсолютная скала...»
Фото: Валентин Барановский / Интерпресс / ТАСС
Во время съемок фильма «Игла» в 1987 году Виктор Цой написал свою легендарную «Звезду по имени Солнце». Ее премьера состоялась в Политехе города Алматы во время сольного концерта. По рассказам режиссера фильма Рашида Нугманова, песня была написана на его гитаре и в его квартире в Казахстане. Альбом «Звезда по имени Солнце» стал последним, изданным при жизни Цоя
На фото: кадр из фильма «Игла. Ремикс»
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм" / ТАСС / ООО
Несмотря на плотный гастрольный график и съемки в фильмах, Виктор Цой успевал заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников десять картин принадлежали кисти музыканта
Фото: ТАСС / ООО "Кинокомпания "ОЛС-фильм"
Лето 1990 года Виктор Цой и группа «Кино» встретили уставшими и дожидались возможности отдохнуть от плотных гастролей. Цой отправился в Юрмалу с сыном Сашей и другом Юрием Каспаряном. С момента выхода «Солнца» прошло полтора года, и они намеревались поработать в спокойных условиях. За пару недель музыканты отрепетировали несколько новых и несколько старых, но еще не записанных песен. Каспарян уехал работать домой, Цой продолжил работу в одиночку. 15 августа, возвращаясь с рыбалки, он погиб в автокатастрофе в нескольких десятках километров от Риги. «Москвич» Цоя, не вписавшись в опасный поворот на трассе Слока — Талей, столкнулся с автобусом
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Нелепая преждевременная гибель Виктора Цоя навсегда закрепила его славу. Хоронить Цоя на Богославском кладбище в Питере пришли тысячи людей. На Арбате в Москве появилась стена его имени, посмертный «Черный альбом» побил все рекорды по продажам (хотя стоил 25 руб. вместо традиционных пяти). Тогда же прошли грандиозные концерты памяти музыканта
Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин / купить фото
В 2001 году экс-музыканты «Кино» подали на Марьяну Цой в суд, требуя признать их авторские права на аранжировки к песням группы и выплатить им часть гонораров за продажу аудиозаписей и воспроизведение песен по радио и телевидению с 1990 года
Фото: ТАСС / Евгений Асмолов
«Cтену Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве представители властей неоднократно пытались закрасить, но фанаты легендарного музыканта со всей России и стран ближнего зарубежья продолжают «паломничество» к этому своеобразному мемориалу, приносят цветы, вешают плакаты и добавляют новые надписи
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков / купить фото
В 2009 году в Санкт-Петербурге был установлен временный памятник артисту, изображающий музыканта сидящим на мотоцикле (на фото). В 2010 году в Барнауле был установлен первый постоянный памятник Виктору Цою. Кроме того, в Москве и Челябинске существуют стены памяти артиста; памятник установлен и на месте его гибели на трассе Слока—Талси в Латвии
Фото: ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев
В 2016 году санкт-петербургский градостроительный совет обсуждал проект постоянного памятника Виктору Цою, который планировали установить к 26-й годовщине гибели музыканта, однако открытие монумента состоялось в 2020-м. Четырехметровую фигуру (на фото) установили в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
В 2018 году Кирилл Серебренников снял фильм «Лето» (кадр из фильма на фото) о молодом Викторе Цое и ленинградской андеграудной рок-культуре начала 1980-х. Главную роль исполнил корейский актер Тео Ю. В 2020-м вышел фильм Алексея Учителя «Цой» про гибель музыканта. 16 июня 2022 года состоялся ре-релиз фильма «Асса»
Фото: WDSSPR