Продажа первоклассных орешков и полеты в никуда
Авиакомпании и их поставщики ищут пути реализации своих невостребованных из-за пандемии запасов
Пандемия коронавируса и отмена почти всех рейсов ударили по индустрии пассажирских авиаперевозок не только падением доходов от продажи билетов. Огромные объемы продуктов питания и всего того, что обычно предлагается пассажирам в полете, включая фирменную продукцию, остались лежать на складах авиакомпаний и их поставщиков. Но многие компании нашли разные и очень неожиданные способы решения проблемы.
К концу марта международное авиасообщение практически замерло из-за пандемии коронавируса. Быстро ухудшающаяся ситуация застала врасплох как авиакомпании, так и их поставщиков. Мало кто мог себе представить еще в феврале, что тысячи тонн продуктов и продукции для авиапассажиров, заказанных авиакомпаниями и лежащих на складах, окажутся в течение нескольких месяцев невостребованными. А на тех немногих рейсах, что еще остались, по новым нормам все равно нельзя будет подавать еду и напитки. Учитывая, что перевозчики несли ежедневные многомиллионные убытки из-за отмены рейсов, им хотелось бы избежать еще одной статьи расходов.
Уже в начале апреля многие авиакомпании нашли интересные решения. Так, гонконгский авиаперевозчик Cathay Pacific начал продавать готовые обеденные наборы работникам аэропорта, а также всем, кто работает неподалеку. За 40 гонконгских долларов ($5) покупатель получал два горячих блюда на выбор из шести и напиток.
Thai Airways пошла дальше: тайская авиакомпания начала прямо на сайте рекламировать свои наборы еды. Меню ровно то же, что обычно предлагалось пассажирам Thai Airways: три вида салатов, два вида пасты, десерт, блюда индийской, китайской, тайской, ближневосточной и японской кухни. Заказать эти наборы в период самоизоляции можно было с доставкой на дом. Предложение оказалось очень популярным, авиакомпания продолжает продажу этих наборов до сих пор, и точка продаж появилась даже в здании ее штаб-квартиры в Бангкоке.
Врасплох застала пандемия и компанию GNS Foods, поставщика орешков для American Airlines и других американских авиакомпаний: на складе у нее осталось более 42 тонн этой продукции.
GNS Foods предложила продукцию, ранее доступную только пассажирам первого класса, всем желающим. Для сбыта ей пришлось открыть собственный магазин при фабрике.
Австралийская авиакомпания Qantas в середине августа устроила распродажу фирменной продукции. Наборы, которые обычно выдают на борту бесплатно пассажирам первого класса и в которые входят набор из 10 чайных пакетиков, крем для рук, пакетик орешков, набор из 12 шоколадок, носки, беруши, повязка для сна, пижама, были выставлены на продажу по 25 австралийских долларов ($18). Все запасы были раскуплены за несколько часов.
По мнению экспертов, многие люди просто соскучились по авиаперелетам и готовы воссоздавать для себя атмосферу салона самолета с помощью вот такого набора или готового обеда. Авиаиндустрия не упустила возможность охватить и эту довольно обширную группу потребителей.
Например, аэропорт Суншань в Тайбэе предложил всем желающим пройти реальный процесс регистрации на рейс и таможенный досмотр, потом пройти на посадку в самолет и посидеть в салоне.
В билет стоимостью $34 входило также посещение залов ожидания аэропорта, магазинов беспошлинной торговли и смотровых площадок. Сотни людей захотели воспользоваться этим предложением, хотя самолет даже не двигался с места. Идея настолько понравилась, что ее подхватил и аэропорт Тайвань-Таоюань, и весь август жители острова самозабвенно регистрировались на «рейс в никуда».
А тайваньская авиакомпания EVA Air запустила «рейсы в Японию» без посадки в самой Японии. Самолет вылетает из международного аэропорта Тайвань-Таоюань на северо-восток в направлении Японии, облетает вокруг островов Рюкю и возвращается на Тайвань с юга. Весь полет занимает 2 часа 45 минут, билет в экономкласс — $180, в бизнес-класс — $214. Другая тайваньская авиакомпания, China Airlines, разработала семейный тур выходного дня, включающий экскурсию для детей в кабину пилотов и двухчасовой полет над Тайванем с едой и подарками.
Брунейская Brunei Airlines тоже предложила вариант: за 85 минут самолет авиакомпании пролетает вдоль побережья страны и над островом Борнео, в полете пассажирам подают обед, а командир экипажа еще и ведет экскурсию.
Грузооборотная сторона пандемии
Как коронавирус изменил работу авиационного и железнодорожного транспорта