Сто поручительств не стоят одного ходатайства

По просьбе ФСБ суд продлил арест Ивана Сафронова

Лефортовский райсуд столицы в среду продлил еще на три месяца срок содержания под стражей бывшего спецкора “Ъ” и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Тяжесть до сих пор не конкретизированного обвинения в госизмене в форме передачи российских военных секретов иностранной разведке перевесила значение более сотни поручительств журналистов и политиков, просивших освободить не признающего вину господина Сафронова из СИЗО хотя бы под домашний арест или под залог в 7 млн руб. При этом, как утверждает его защита, никаких новых доказательств виновности Ивана Сафронова ФСБ суду не представила.

Арест Ивану Сафронову продлен до пяти месяцев

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Рассмотрение ходатайства следователя ФСБ Александра Чабана о продлении срока содержания в СИЗО Ивана Сафронова ожидаемо вызвало большой резонанс среди коллег журналиста и так же ожидаемо прошло за закрытыми дверями.

Разбор статьи УК о госизмене: кого судили и как наказывали

Смотреть

Защитники пытались перенести слушание в Мосгорсуд, ссылаясь на УПК, положения которого не позволяют рассматривать дела, связанные с гостайной, судам районного уровня. «Нам было отказано без объяснения причин»,— пояснил “Ъ” один из адвокатов Ивана Сафронова, глава правозащитного объединения «Команда 29» Иван Павлов. По его словам, на заседании следователь привел «дежурные» доводы о тяжести обвинения Ивана Сафронова в госизмене (ст. 275 УК РФ), возможности с его стороны скрыться и уничтожить доказательства.

Хотя, как отметил господин Павлов, доказательств всего этого следствие так и не представило, суд все равно встал на сторону ФСБ, продлив срок содержания под стражей бывшего журналиста “Ъ” и «Ведомостей» до 7 декабря

Между тем срок следствия по уголовному делу также продлен, по данным “Ъ”, уже до первых чисел 2021 года. При этом суд не принял во внимание собранные сторонниками Ивана Сафронова более сотни личных поручительств его коллег-журналистов и политиков, включая главных редакторов РБК, «Ведомостей», «Медузы» Петра Канаева, Андрея Шмарова и Ивана Колпакова, председателя партии «Яблока» Николая Рыбакова и других. В качестве альтернативы пребыванию в СИЗО «Лефортово» предлагались квартиры самого Ивана, его сестры и знакомых под домашний арест, а также 7 млн руб. в качестве залога, собранные близкими. Но все это никакой роли не сыграло. «Мы обязательно обжалуем решение Лефортовского суда как необоснованное»,— заявил “Ъ” Иван Павлов, отметив, что его подзащитный держится по-прежнему бодро и вину признавать не намерен. Опытный юрист со ссылкой на свою практику пояснил, что после двух месяцев ареста заключенный может впасть в депрессию, однако у журналиста, несмотря на всю сложность ситуации и неконкретность обвинения, признаков ни морального, ни физического упадка не видно, и держится он по-прежнему бодро.

Ваш браузер не поддерживает видео

Адвокат также сообщил, что накануне заседания в Лефортовском суде следователь попытался взять с него подписку о неразглашении данных предварительного следствия. Напомним, что, как сообщал “Ъ”, ранее их пытались взять у других защитников Ивана Сафронова, а на их отказ подполковник юстиции Александр Чабан отреагировал оформлением актов в присутствии понятых, отправив их потом через Минюст в адвокатские палаты с требованием принять к защитникам меры дисциплинарного воздействия вплоть до лишения их статуса. Между тем с господина Павлова такой документ никто не требовал. Он лишь однажды при аресте в суде Ивана Сафронова дал другую подписку, о неразглашении данных, содержащих гостайну. «В результате, видимо, чтобы ограничить освещение ситуации по делу, в отношении меня провели своеобразную спецоперацию»,— предположил Иван Павлов. После свидания в «Лефортово» с бывшим топ-менеджером компании «Интер РАО» Кариной Цуркан, обвиняемой в шпионаже в пользу Молдавии, чье уголовное дело уже закончено, прямо в кабинете для свиданий адвоката встретил Александр Чабан. Он заранее пригласил двух сотрудниц администрации СИЗО как свидетельниц для оформления отказа от подписки, что и было сделано. Надо отметить, что представления Минюста о якобы имевших место нарушениях норм УПК защитниками Ивана Сафронова квалифколлегиями региональных адвокатских палат пока не рассмотрены.

Сергей Сергеев

Вся лента