Аэропорт Пулково
Проект внедрения SAP S/4HANA стал фундаментом для создания эко-платформы IT аэропорта Пулково
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) управляет аэропортом Пулково с 29 апреля 2010 года. Компания реализует первый в авиационной отрасли России проект на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств.
В состав акционеров компании входят «ВТБ Капитал», «Фрапорт АГ» и Суверенный фонд Катара.
Одна из приоритетных задач ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» - реконструкция и модернизация аэропорта Пулково, обеспечивающая обслуживание пассажиров на уровне С по классификации IATA.
Общий объем инвестиций в развитие аэропорта в период с 2010 по 2015 год включительно составил €1,2 млрд.
В этот период построены и сданы в эксплуатацию новый международный пассажирский терминал площадью 105 тыс. кв. м, пассажирский и грузовой перроны, гостиница и бизнес-центр на привокзальной площади, комплекс автостоянок и другие объекты инфраструктуры, а также реконструировано здание аэровокзала «Пулково-1».
Название — ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Отрасль — гражданская авиация
Головной офис — Санкт-Петербург, Россия
Выручка (2018 год) — 20,1 млрд руб.
Адрес сайта — www.pulkovoairport.ru
Начало
Запуск проекта обусловлен невозможностью цифровой трансформации аэропорта на базе существующей ERP-системы. Существовали ограничения при интеграции в систему новых IT-решений. Кроме этого, отсутствовала продуманная методология и современная стандартная функциональность для таких процессов, как аллокация расходов, управление недвижимостью, планирование ТОРО.
Еще одна причина запуска проекта – возросший объем операций и недостаточная производительность существующей системы.
Цель
Улучшить операционную эффективность и прозрачность бизнес-процессов путем создания и внедрения интегрированного решения по управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Реализация
Проект направлен на автоматизацию ряда ключевых бизнес-процессов компании. Так, расчеты для целей учета по МСФО, расчеты для аллокации расходов и расчеты концессионных платежей велись вне системы и формировалась в Excel.
Система закупок имела ограниченный функционал и не позволяла контролировать складские запасы и лимиты договоров.
В сфере авиационных продаж часть операций выполнялась также вручную. Например, заполнение дополнительных параметров по рейсам при передаче из системы управления операционной деятельности аэропорта (AODB), проверка авиационных заказов. Кроме этого, отсутствовала возможность списания материалов на обслуживание рейсов и пакетной массовой печати, технологические карты по услугам велись вне системы.
Объекты имущественного комплекса содержали ограниченный перечень атрибутов, не было системного подхода к их классификации и возможности вести учет выручки от арендаторов с привязкой к объектам имущественного комплекса и учитывать расходы с привязкой к объекту эксплуатации. Наконец, отсутствовала возможность ведения учета аренды в соответствии с требованиями МСФО 16.
В модуле управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОРО) отсутствовал единый подход к построению иерархии объектов эксплуатации. При этом не все подразделения, отвечающие за техническое обслуживание объектов аэропорта, вели учет выполняемых работ в системе. Сам модуль не был интегрирован с модулями учета основных средств и объектов имущественного комплекса.
Решения SAP
- SAP S/4HANA
- SAP PO
- SAP BW
- SAP Content server
- SAP Solution manager
- SAP BO
Как стало
Система SAP/4HANA позволила внедрить учет оказания сложных услуг и расчет их себестоимости, автоматизировать процесс инициирования постоплат, учет по принципам МСФО, формирование обязательной бухгалтерской отчетности.
В сфере управления активами в единую систему был занесен и описан весь имущественный комплекс аэропорта. Также была автоматизирована работа с арендаторами: договоры аренды и сопутствующие договоры заносятся в систему в привязке к объекту имущественного комплекса, арендная плата, в том числе зависящая от уровня выручки арендатора, рассчитывается в системе автоматически. Реализована аллокация расходов на объекты имущественного комплекса, в том числе расходов, учитываемых в модуле ТОРО; интеграция с модулями PS, PM, FI-CO, FI-AA и интеграция с AutoCAD.
В маркетинге и продажах оптимизирована интеграция с AODB. Повышено качество данных о рейсах, поступающих в SAP с целью снижения количества ручных корректировок бухгалтерии. Также были автоматизированы формирование заказов на авиационные услуги и предоставление скидок, предусмотренных мотивационной программой для авиакомпаний. Внедрение системы SAP позволило реализовать возможности пакетной массовой печати, что ускоряет работу, и контроля над исполнением лимитов по договорам с клиентами.
В системе закупок реализованы системные контроли – над лимитами договоров и складскими остатками. В рамках проекта оптимизирован процесс работы с заявками и заказами на закупку, систематизировано ведение карточек материалов. Также реализован функционал штрихкодирования при учете складских операций и организован учет остатков б/у запчастей.
В сфере управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОРО) выработан единый подход к систематизации всех объектов, подлежащих обслуживанию. Процессами модуля TOPO теперь охвачены все подразделения, отвечающие за техническое состояние инфраструктурных объектов, инженерных сетей и оборудования. Также реализован контроль доступности требуемых ресурсов (техники/оборудования) с учетом персонала, привлекаемого к работе с ними. Процессы ТОРО, автоматизированные в модуле SAP PM, будут использоваться при запуске системы планирования ресурсов RMS.
Результат
Благодаря внедрению системы SAP повышена прозрачность всех операций за счет взаимосвязи всех внедренных модулей. Улучшено качество мастер-данных в системе вследствие применения проработанной методологии их создания, расширения перечня атрибутов, закрепления ответственных, интеграции со смежными системами. Риски некорректного учета операций пользователями минимизированы за счет преднастроенных контролей и проверок.
Унификация и стандартизация процессов упростила поддержку системы и пользователей. Создано хранилище данных, заложившее основу для качественной модернизации всей системы отчетности компании.
Автоматизация расчета себестоимости в разных срезах увеличивает скорость и качество принятия управленческих решений. Повысилось качество управления ликвидностью аэропорта, появилась возможность накопления больших массивов данных.
Значимые цифры (планируемые показатели)
- Увеличение оборачиваемости запасов на 10%
- Рост уровня сервиса по поставкам на 20%
- Сокращение трудозатрат на подготовку отчетности на 15%
- Улучшение технического состояния систем и оборудования на 10%
- Рост оборачиваемости дебиторской задолженности на 5%
- Увеличение прибыльности использования имущественного комплекса на 5%
- Точность исполнения CAPEX бюджетов на 2%
Проект по запуску SAP S/4 HANA в аэропорту Пулково стал весомым этапом в процессе цифровой трансформации бизнес-процессов, повышения эффективности компании и создания эко-платформы IT