Нового премьера ждет старый разговор
Москва ждет от Токио разъяснений по поводу военного сотрудничества с США
Борьба за кресло премьер-министра Японии вступила в решающую фазу. О намерении участвовать в гонке в среду официально объявил ее фаворит — генсек кабинета министров Ёсихидэ Суга. На пресс-конференции в Токио он подтвердил намерение в случае избрания следовать экономическому курсу уходящего премьера Синдзо Абэ, а также добиваться «решения территориального вопроса и заключения мирного договора с Россией». Между тем, как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, для выстраивания будущих отношений с Токио Москва ждет от нового японского руководства разъяснений того, какие обязательства в военной сфере имеет страна перед Вашингтоном, «официально объявившим Россию своим противником».
Имя нового премьер-министра Японии, который сменит уходящего в отставку Синдзо Абэ, станет известно 14 сентября. На этот день правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) назначила в среду выборы своего нового лидера, который возглавит правительство после утверждения в должности премьера на заседании парламента 16 сентября.
Интрига вокруг вопроса о том, как будут проходить выборы нового председателя ЛДП, разрешилась после того, как ее исполнительный совет во вторник сформировал список 535 выборщиков, в который вошли 394 депутата парламента от партии власти и 141 представитель региональных отделений ЛДП. Предложение допустить к голосованию всех членов ЛДП, высказывавшееся рядом ее активистов, поддержки не получило. Главным аргументом в пользу голосования в узком формате стала необходимость в кратчайшие сроки решить проблему преемника Синдзо Абэ, возникшую в связи с его болезнью.
Через считаные часы после обнародования даты партийных выборов о намерении бороться за кресло японского премьера официально объявил считающийся фаворитом гонки генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга. Проработавший восемь лет в тесной связке с уходящим премьером и считающийся его правой рукой, 71-летний ветеран ЛДП в среду дал пресс-конференцию, которая стала своеобразной «присягой на верность» нынешнему курсу японского правительства. Лейтмотивом заявлений Ёсихидэ Суги стала мысль о том, что в случае своего избрания на пост председателя ЛДП он станет верным продолжателем дела своего политического патрона. «Я готов отдать все свои силы на то, чтобы продолжить курс администрации Абэ и продвигать его дальше»,— заявил Ёсихидэ Суга, напомнив: новый экономический курс Синдзо Абэ, который называют «абэномика», восемь лет назад вывел страну из экономической стагнации, а в этом году позволил минимизировать негативные последствия пандемии.
Весьма символично, что одним из своих приоритетов Ёсихидэ Суга назвал «устранение разногласий с Россией по островам».
«Мы вместе прилагали усилия для решения территориального вопроса и заключения мирного договора с Россией, этот курс меняться не будет»,— пообещал Ёсихидэ Суга.
Примечательным стал и его жест в сторону Вашингтона. Сообщив о том, что у него сложились хорошие отношения с ключевыми членами администрации президента Дональда Трампа, Ёсихидэ Суга назвал нынешний уровень отношений с США одним из ключевых достижений японской дипломатии. В ходе состоявшегося в понедельник телефонного разговора Синдзо Абэ с госсекретарем США Майком Помпео глава американской дипломатии выразил ему особую благодарность за вклад в укрепление альянса США и Японии и реализацию концепции «открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона».
Помимо генсека кабинета министров о намерении бороться за пост партийного лидера днем ранее объявили еще два претендента — экс-министр обороны Сигэру Исиба и бывший глава МИДа Фумио Кисида, который в настоящее время занимает влиятельную должность главы политического совета ЛДП.
Опрос, проведенный в минувшее воскресенье агентством «Киодо», показал, что если бы премьер-министр Японии избирался в ходе общенационального, а не внутрипартийного голосования, то наибольшую поддержку получил бы бывший министр обороны Сигэру Исиба (его рейтинг составляет 34,3%). На втором месте идет Ёсихидэ Суга, деятельность которого одобряют вдвое меньше японцев — 14,3%. На третьем месте — не участвующий в гонке министр обороны Таро Коно (13,6%).
Тем не менее японская партия власти сделала ставку на политика с весьма скромным рейтингом в общенациональном масштабе.
О готовности поддержать кандидатуру Ёсихидэ Суги уже заявили главы почти всех основных фракций ЛДП.
Учитывая, что ни один претендент на кресло главы кабинета даже не может мечтать о популярности Синдзо Абэ, который непрерывно находился у власти в стране последние восемь лет, Япония завершает эпоху политики «сильной руки». На смену ей фактически идет коллективное руководство, когда ключевые решения будут приниматься коллегиально, с участием ведущих центров силы внутри ЛДП. При этом мандат действующего премьер-министра истекает уже в сентябре 2021 года, после чего страну ждут новые всеобщие выборы.
Это означает, что как минимум в течение ближайшего года у Японии не будет сильного лидера, способного добиться прорыва в отношениях с Москвой, которого не удалось достичь Синдзо Абэ.
Между тем, российское видение отношений с Японией после предстоящей смены ее руководства изложил во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров.
Выступая перед студентами и преподавателями МГИМО, господин Лавров сообщил, что Россия готова к максимально тесному сотрудничеству с Японией и ставит своей задачей вывести отношения с ней на качественно новый уровень, который «будет позволять решать любые самые сложные вопросы».
Впрочем, судя по выступлению господина Лаврова, завершать решение этой задачи, возможно, придется уже будущему поколению российских дипломатов. «Пока, к сожалению, мы далеко не там, куда хотим попасть в отношениях с Японией»,— признал министр, напомнив о присоединении Японии к антироссийским санкциям и о ее тесных связях с США.
Последнее обстоятельство вызывает особую озабоченность Москвы. «Конечно, мы очень хотим наладить профессиональный диалог по проблемам безопасности в регионе, где Россия граничит с японскими островами. И хотим понять, как все-таки Япония рассматривает свои обязательства перед США в военной области — в ситуации, когда США официально объявили Россию своим противником»,— заявил Сергей Лавров. И добавил: «Японцы говорят, что никогда не будут делать что-то с американцами против России, но они в тесном союзе, а США считают нас противниками. Есть о чем поговорить».