Группа «Новичок» поднимает вещественные вопросы

Как эксперты оценивают версию немецких врачей об отравлении Алексея Навального

Химики, причастные к разработке «Новичка», не поверили заявлениям немецких властей. Накануне правительство ФРГ заявило, что Алексей Навальный был отравлен нервно-паралитическим веществом группы «Новичок». Это показали результаты исследований, проведенных в военной лаборатории. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «сомнений в диагнозе быть не может». “Ъ FM” пообщался с учеными, которые работали в Государственном научно-исследовательском институте органической химии, где производился «Новичок», и выяснил, почему они со скепсисом отнеслись к заявлениям немецких врачей. Подробности — у Ивана Якунина и Ульяны Миненковой.

Фото: Reuters

Врачам немецкой клиники «Шарите» понадобилось всего два дня, чтобы определить, что Навального отравили веществом типа ингибиторов холинэстеразы. Однако конкретный препарат установить не удалось, и исследования затянулись. Как выяснилось, к анализу пациента привлекли военных. И теперь лично министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр огласила результаты проверки: «По инициативе университетской клиники “Шарите” специальная лаборатория Бундесвера провела токсикологическое исследование проб Навального. В итоге мы получили неопровержимое доказательство присутствия в крови химического нервно-паралитического боевого вещества группы “Новичок”».

Что такое «Новичок»

Смотреть

Это сразу вызвало множество вопросов. После истории с отравлением бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля российские ученые рассказывали, что нет яда смертоноснее, чем «Новичок». Даже британский полицейский, который первый осмотрел дом российского офицера, попал в реанимацию. А то, что сам Скрипаль и его дочь Юлия выжили, казалось чудом. Но в ситуации с Навальным никто, кроме него, недомоганий не испытал, указывает химик Леонид Ринк, который называет себя одним из разработчиков нервно-паралитического газа:

— Все медицинские эксперты, и у нас, и за рубежом, сказали самое главное, что здоровью товарища Навального ничего не угрожает. Если бы это были «Новички» и прочее, он бы уже был прикопан.

— Если это все-таки был «Новичок», как быстро он начинает действовать после контакта с организмом?

— Сразу.

— То есть получается, что если Навального отравили «Новичком», это сделали на борту самолета?

— Никто этого не делал вообще, потому что тот, кто заражает, он же тоже «клиент», простите.

Есть и еще одна странность. Разработчики «Новичка» говорят, что симптомов отравления всего два — это сужение зрачков и судорога, потом человек задыхается, это происходит за несколько минут. Журналисты «Би-би-си» восстановили детали перелета Навального из Томска в Омск, и там ситуация выглядит иначе. Сначала политик стал терять сознание, потом, когда ему уже оказывали помощь, он кричал, стонал, его рвало, но дышал он свободно. До того, как пациент оказался в реанимобиле, прошло минимум полчаса.

Член Европейской ассоциации клинических токсикологов Евгений Абульханов говорит, что лечение в обоих случаях назначается одинаковое: «При отравлении ингибиторами холинэстеразы такие симптомы, как сужение зрачков, редкий пульс, слюнотечение, бронхорея. Атропин эти все симптомы купирует. А при отравлениях фосфорорганическими соединениями, веществами из группы блокаторов ацетилхолинэстеразы атропин вводится совсем в других дозировках, в сотни раз больше».

По поводу атропина тоже данные расходятся. Именно этот препарат давали Навальному и российские, и немецкие врачи. Но Леонид Ринк из той самой лаборатории заявил “Ъ FM”, что при отравлении Новичком он не поможет. С ним не согласен другой ученый, Вил Мирзаянов, который также принимал участие в разработке этого яда. Два года назад “Ъ FM” обсуждал с ним отравление Скрипалей. Тогда британские власти заявили, что полковника и его дочь спасла некая инъекция неназванного состава. «Наверное, это семейство атропина, которое расширяет зрачки. Нервно-паралитическое поражение, в первую очередь, сужает зрачки, а атропин расширяет.

Как таковых антидотов пока нет, пока оно вообще неизлечимо, поражение от него неизлечимо.

Эти препараты используют, чтобы человек сразу не умер»,— пояснял Мирзаянов. То есть, по его словам, исход все равно был бы предрешен.

Но в клинике «Шарите» говорят, что симптомы отравления постепенно пропадают. Вылечить Навального можно, убежден доктор медицинских наук Василий Власов: «Лечат его теми лекарствами, которыми и нужно было лечить. По счастливому стечению обстоятельств работники скорой помощи использовали атропин уже в начальный момент оказания помощи. Чем дальше от момента отравления, тем больше лечение является не конкретным лечением от яда, а лечением возникших последствий. Конкретно противодействие яду было важно в течение первых нескольких суток».

В клинике «Шарите» сообщили, что лечить Навального будут «долго», конкретных сроков не назвали. При этом, к примеру, Сергея Скрипаля выписали из больницы уже через месяц. Правда, с тех пор его никто не видел.

Систематическая травля

Громкие отравления политических и общественных деятелей

Читать далее

Вся лента