Российская помощь направится в экономику

На какие уступки может пойти Минск в переговорах с Москвой

Премьер-министр России Михаил Мишустин едет в Белоруссию для переговоров. Главный вопрос — экономика. Детали поездки в правительстве не разглашают. Однако, по информации СМИ, Мишустин в Минске встретится не только со своим белорусским коллегой Романом Головченко, но и с президентом Александром Лукашенко. Предполагается, что речь пойдет об экономической поддержке со стороны Москвы. В какую сумму обойдется эта помощь? И что получит Россия взамен? Выяснял Александр Рассохин.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Очевидно, что предметом обсуждения станет экономика, а именно, российская помощь Белоруссии во время кризиса, не сомневается политолог и экономист Дмитрий Болкунец. Интереса к гособлигациям нет, валюта в обменниках в дефиците. Кроме того, Минск в этом году должен вернуть почти $4 млрд внешних долгов, половина из которых приходится на Россию. «Лукашенко запросил $1 млрд реструктуризировать, видимо, премьер-министр России едет в том числе обсуждать этот вопрос. Думаю, будут затронуты параметры предоставления такой помощи.

Лукашенко сказал, что он готов перебросить из балтийских портов транзит грузов, и РЖД какую-то скидку даст большую. По нефтянке может быть будет какая-то кооперация придумана, чтобы каждый раз не возникали эти проблемы на высоком уровне. Я думаю, что Россия будет давать все необходимые средства, может, будет речь идти о суммах и $2, и $3 млрд»,— считает Болкунец.

Другой вопрос — что Москва потребует за эту помощь? Ситуация внутри страны вынудит Лукашенко соглашаться на условия, которые раньше нельзя было представить, предполагает минский политолог Александр Класковский, например, делиться с Москвой белорусскими активами: «К тому же Минскому заводу колесных тягачей российская сторона давно присматривается, потому что на белорусских колесах ездит вся российская техника. “Беларуськалий” — большой и привлекательный актив, потому что это большие запасы калийной соли, которая идет на экспорт. Возможно, у России есть и интерес к белорусским нефтеперерабатывающим заводам, к “Гродно Азоту”, в свое время был проект слияния МАЗа и “КамАЗа” или создания какого-то белорусско-российского холдинга».

Сколько Москва может получить от такой сделки?

Если Россия увеличит свою долю в белорусской экономике, то речь пойдет о миллиардах долларов, не сомневается президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «Цена вопроса только на транзитной составляющей все равно не превысит $1 млрд, но за счет совместной координации, например, в сфере калийных удобрений, то есть совместной продаже или возвращения к совместному маркетингу, можно очень большие денежные средства заработать.

Если речь идет об энергоносителях, о калийных удобрениях, то можно говорить более чем о $5 млрд точно. Если полностью интеграционный процесс выстраивать, в перспективе можно зайти за $10 млрд, но в перспективе, условно говоря, трех лет. Все зависит от того, как будут проходить переговоры».

Москва и Минск готовятся к встрече лидеров

Смотреть

Очевидно, торг предстоит непростой и ожесточенный. При этом Александр Лукашенко известен ненадежностью своих обещаний и заявлений. Еще недавно Россию он называл партнером, а теперь вновь братом. Вероятно, поэтому российские министры так часто проводят встречи с белорусскими коллегами — чтобы утвердить все договоренности на бумаге, что даст Москва Минску и что получит взамен.

Дата встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко до сих пор неизвестна. Как заявляли в Кремле, переговоры должны пройти в ближайшие две недели.

Вся лента