Авиакомпаниям сберегают слоты

Отраслевые ассоциации договорились не отбирать их в случае отсутствия полетов

IATA совместно с рядом других отраслевых ассоциаций призывает Еврокомиссию поскорее продлить на зимний сезон отказ от правила, по которому авиакомпании могут потерять закрепленные за ними слоты в аэропортах. Слоты — временные интервалы на взлет-посадку — ценный актив, и обычно, если авиакомпания не летает, то в загруженных аэропортах она автоматически теряет слоты. Но в условиях пандемии борьба за сохранение слотов привела бы к необходимости совершать множество пустых рейсов, чего IATA пытается избежать. Проблема касается и крупных российских авиакомпаний — например, в марте «Аэрофлот» объяснял продолжение полетов в Китай именно рисками потери слотов.

Фото: Elijah Nouvelag / Reuters

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) совместно с рядом других ассоциаций договорились о продлении срока отказа от правила use-it-or-lose-it («используй или теряй») на зимние слоты (оговоренные интервалы на взлет и посадку самолетов в аэропортах). Согласно правилу, авиакомпании должны использовать не менее 80% выделенных слотов или им грозит потеря права на слот в будущих сезонах.

В IATA отмечают, что сейчас критически важно, чтобы Еврокомиссия оформила продление сроков и прояснила правила игры. Для облегчения процесса принятия решения ACI Europe, Airlines for Europe (A4E), Международное представительство авиакомпаний в Европе (AIRE) IATA и Европейская ассоциация координаторов слотов (EUACA) договорились об особых условиях с учетом «чрезвычайных обстоятельств, в которых оказались аэропорты и авиакомпании».

Сохраняющаяся неопределенность, связанная с возможной второй волной пандемии коронавируса, а также существующие ограничения на поездки привели к резкому падению спроса со стороны пассажиров, отмечается в сообщении IATA.

Это, в свою очередь, привело к более медленному восстановлению европейских воздушных перевозок. По данным ассоциации, объем пассажирских авиаперевозок в июле сократился на 79,6% год к году. Тем не менее этот показатель лучше июньского спада на 86,6%, обусловленного в первую очередь сокращением внутреннего авиасообщения в России и Китае, отмечает IATA.

Дальнейшие задержки в принятии решения парализуют процесс планирования зимнего сезона и увеличат затраты для всех сторон, полагает гендиректор ACI Europe Оливье Янковец. Управляющий директор A4E Томас Рейнарт отмечает, что с учетом постоянно меняющихся ограничений жизненно важно, чтобы предстоящее зимнее расписание обеспечивало пассажирам максимальную предсказуемость. Только отказ от правила потери слотов на весь сезон позволит избежать полетов пустых самолетов (которые авиакомпании вынуждены были бы совершать, чтобы не потерять слот), заключает региональный вице-президент IATA в Европе Рафаэль Шварцман.

Ранее IATA сообщала, что многие страны, включая Китай, Бразилию, Мексику, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию, отказались от такого правила на зимний сезон 2020 года (октябрь 2020 года—март 2021 года).

ЕС уже смягчал правила, касающиеся потери слотов, после начала пандемии коронавируса. В то же время в августе Wizz Air выступал против продления такого режима на зимний сезон, говоря о том, что ограничения не позволяют ему расширяться в ключевых аэропортах. Лоукостер ссылался на то, что процесс восстановления перевозок у авиакомпаний, за которыми остаются слоты, может занять несколько лет,— например, в аэропорту Гатвик (Великобритания) за такими компаниями остаются слоты на сумму около £1,5 млрд (оценка до коронавируса).

По классификации IATA, аэропорты по загруженности делятся на три категории. Например, в тех, у кого пропускная способность которых позволяет принять рейсы всех авиакомпаний, желающих открыть маршруты в эту воздушную гавань — так называемые некоординируемые — перед открытием рейса перевозчику достаточно согласовать с аэропортом условия обслуживания рейсов. В аэропортах, где пассажиропоток приближается к максимальной пропускной способности,— «координируемые» — авиакомпания должна согласовать проект своего расписания. В аэропортах третьей категории, или «полностью координируемых», спрос на слоты превышает пропускную способность. К последним в России сейчас относятся Шереметьево и Внуково, ко второй категории — Домодедово и Пулково.

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что слоты стоят денег и являются одним из реальных активов авиакомпаний.

В Европе аэропорты в основном перегружены, и получить хороший слот сложно, продолжает он: «Большое количество слотов —исторические, и у авиакомпании никто не может их отобрать, если она летает, но она может его продать. Другое дело, что, если вы перестаете летать, вы его теряете автоматически, и любой игрок может претендовать на слот». В марте глава «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что авиакомпания не отказывалась от рейсов в Китай, поскольку это грозило потерей слотов: «Слоты — очень дорогой и ценный актив, мы владеем ими во многих случаях исторически. Если мы их потеряем, их очень быстро перепродадут».

Ольга Никитина

Вся лента