Банкиры посчитали курьеров
Обслуживание самозанятых оказалось выгодным бизнесом
Как выяснил “Ъ”, банки начинают борьбу за новый тип зарплатных клиентов — самозанятых сотрудников крупных компаний. В частности, в последнее время состоялся ряд масштабных сделок с курьерскими службами — например, между «Сбермаркетом» и Тинькофф-банком, а также Delivery Club и банком «Веста». Компании отказываются от схем аутсорсинга при работе с курьерами, заключая с ними договоры как с самозанятыми при содействии банков, которые помогают в оформлении и получают комиссионные доходы за обслуживание.
Как рассказали участники банковского рынка, Тинькофф-банк начал обслуживать часть курьеров «Сбермаркета» (сервис по доставке продуктов на дом, совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group). В «Сбермаркете» и Тинькофф-банке эту информацию не прокомментировали, но и не опровергли. В сервисе лишь указали, что «для регистрации в качестве самозанятых курьеры и эксперты по закупкам» сами выбирают и используют различные банковские сервисы. Однако источники “Ъ” в банках утверждают, что решение почти всегда остается за работодателем, а не за самозанятым.
Кроме того, курьеров Delivery Club (СП Сбербанка и Mail.ru Group) стал обслуживать банк «Веста». В «Весте» и Delivery Club подтвердили факт сотрудничества. Работу с самозанятыми в банке считают перспективной и «наблюдают постоянный прирост клиентов», отметил председатель правления «Весты» Виктор Жидков. Банк не раскрыл данные по числу таких клиентов, однако на своей странице в Facebook в середине августа господин Жидков отмечал, что в банке обслуживаются 10 тыс. клиентов. Эта цифра удвоилась в рекордно короткий срок с 5 тыс. по состоянию на конец июня. По оценке топ-менеджера, банк к концу года может увеличить количество самозанятых до 20 тыс. человек.
По данным ФНС, на 28 августа 2020 года количество самозанятых граждан превысило 1 млн человек.
Законодательство не ограничивает способы получения денежных средств от осуществления деятельности самозанятыми гражданами, а также не регламентирует порядок открытия расчетных счетов налогоплательщиками НПД, пояснили в ФНС. В целом информационный обмен с ФНС в отношении самозанятых осуществляют 16 банков. В Сбербанке сейчас обслуживается более 160 тыс. самозанятых, в Тинькофф-банке — более 100 тыс. человек. Другие игроки не раскрывают цифр.
С введением режима самоизоляции в конце марта в России произошел всплеск спроса на доставку. Вместе с тем участники рынка предпочитали работать с курьерами по определенной схеме — их оформляли не в штат, а как самозанятых.
В результате между банками фактически развернулась борьба за новый тип зарплатных клиентов. «Когда мы увидели, что сегмент самозанятых активно пользуется "Qiwi Кошельком", мы начали кастомизировать этот продукт под запрос пользователей»,— поясняют в группе.
Самозанятые приносят банкам доход в основном от обслуживания счета.
К тому же для их модели поведения свойственно регулярное снятие наличных, а это «предмет большего интереса со стороны регулятора», хотя за такие операции банки берут повышенные комиссионные, поясняет собеседник “Ъ”. Впоследствии банки могут работать с самозанятыми и как с заемщиками, предлагая им кредитные продукты, говорит представитель крупного банка. Основной риск в том, что мало гарантий сохранения постоянной занятости и дохода, добавляет он.
Банки считают направление перспективным и разрабатывают новые продукты для самозанятых и их работодателей. В группе Qiwi говорят, что рост конкуренции пока наблюдается прежде всего среди «нишевых игроков».
Однако крупные банки также заинтересованы в подобных сервисах. По словам представителя Сбербанка, привлечение в качестве сотрудников самозанятых позволяет существенно снизить налоговую и административную нагрузку, что в период кризиса для малого бизнеса особенно важно. Самозанятым требуется определенный набор банковских продуктов и сопровождающих сервисов — от сервиса быстрых выплат до получения практических знаний в области налогов, законодательства, регулирования рынка, на котором они работают, отмечают в ПСБ. Опорный банк ОПК также планирует запуск целевого продукта для самозанятых, который позволит им регистрироваться в этом статусе, формировать чеки, выпускать виртуальную карту, платить налоги.