Как стартап свой назовете, так работа и пойдет

Названия стартапов становятся все более нормальными

Ежегодное исследование тенденций в наименовании стартапов, которое проводит онлайн-издание Crunchbase News, показало, что наметившееся в прошлом году движение в сторону осмысленных и соответствующих деятельности компании названий укрепилось. Как отмечают авторы исследования, «названия стартапов становятся все менее глупыми».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

С каждым годом число странных названий новых компаний становится все меньше, отмечают в своем ежегодном исследовании авторы Crunchbase News. Сейчас гораздо реже встречаются такие названия, как, например, у универсального поисковика Dogpile («куча мала»), приложения с советами по уходу за младенцами Mush («кашка»), производителя гигиенических товаров для критических дней у женщин Aunt Flow («Тетушка Поток»), или портала для поиска работы Doostang (это слово является вымышленным).

Издание Crunchbase News анализирует ежегодно более тысячи названий компаний, появившихся в последние три года преимущественно в англоязычных странах и получивших начальное финансирование в течение последнего года. Приглашенные им эксперты отмечают, что в этом году тенденция выбирать бредовые, глупые и странно написанные названия явно пошла на спад.

Этот феномен вполне объясним, заметил в беседе с “Ъ” Олег Кузьмин, генеральный директор московского офиса брендингового агентства Landor. «Одна из функций нейминга — обозначить суть предложения или ценность, которую получает потребитель. Описательное название помогает потребителю быстрее разобраться с навигацией по товарам и услугам. Также его легче запомнить и идентифицировать,— говорит господин Кузьмин.— Количество стартапов и новых бизнесов настолько велико, что выбрав абстрактный нейминг компания рискует остаться непонятой и незамеченной. Потребители не будут тратить время на выяснение того, что скрывается за тем или иным странным названием. Для успеха стартапам важно быстрее нарастить знание и базу клиентов. С понятным названием это сделать намного проще».

По мнению авторов исследования, нынешний год можно было бы назвать годом существительного, оно чаще всего фигурирует в названиях.

При этом укрепилась заметно проявившая себя в прошлом году тенденция брать для названия простые слова, описывающие род занятий компании. Так, в прошлом году в исследовании фигурировали сервис поездок на дальние расстояния Hitch («поездка на попутной машине»), сервис бронирования путешествий Duffel («вещмешок») и разработчик ПО Coder («составитель программы»).

В 2020 году в этой категории также оказалось немало простых и понятных названий с описанием деятельности. Например, компания, разрабатывающая интернет браузеры, так и назвала себя — The Browser Company, компания, предоставляющая одежду напрокат, выбрала название Wardrobe («гардероб»), платформа платежей — Banked («вложенный в банк»), стартап, занимающийся выращиванием мяса из животных клеток,— New Age Meat («мясо новой эры»).

С прошлых лет сохранил популярность и такой способ, как креативное использование опечаток или орфографических ошибок в наименовании компании.

У всех на слуху уже давно такие компании, как Tumblr, Flickr, Scribd или Netflix, названные с использованием такого подхода. В прошлом году к ним добавились разработчик набора для переделки обычного велосипеда в электровелосипед Swytch (искаженное слово Switch, «переключатель»), агентство брокерских услуг по операциям с недвижимостью Houwser (от слова house, «дом») и другие. Их сохраняющаяся популярность объясняется довольно просто. Зарегистрировать обычное слово в качестве названия довольно сложно. Поэтому, говорит господин Кузьмин из Landor, «компании идут на «ошибки» в написании — для придания уникальности и облегчения процедуры регистрации».

За последний год список таких брендов пополнился, и появились, например, сервис поддержки для поваров Shef (от chef, «шеф-повар») или платформа для работников с почасовой оплатой Puzzl (от puzzle), и производитель крепких напитков с добавлением марихуаны — Cann (от can, «банка», и от cannabis, «марихуана»).

Новой тенденцией последнего года стало появление большого числа названий, связанных с приятными для человека чувствами, ощущениями, воспоминаниями.

Типичный пример — название стартапа, разрабатывающего программное обеспечение для системы здравоохранения — Cured («исцеленный»), компании, предлагающей банковские и платежные услуги,— Wise («благоразумный»), а провайдер ПО для автоматизации удаленной работы — Mighty («всемогущий»). Правда, как отмечают эксперты, при всех плюсах таких названий у них есть и большой минус. Как правило, они уже давно разобраны множеством других компаний, поэтому об уникальности говорить трудно.

Еще одна тенденция последнего года — выбор имени человека в качестве названия. Например, Oliver Space, Oliver POS, Nate или Lili. Особенно популярны имена людей у стартапов, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), у разработчиков виртуальных собеседников или чатботов. «Вероятно, есть что-то успокаивающее (хотя и несколько пугающее) в том, что твой ИИ-собеседник носит вполне человеческое имя»,— пишут авторы исследования.

Что касается того, каких изменений стоит ожидать в сфере нейминга в ближайшем будущем, эксперты отмечают, что эти тенденции тяготеют к цикличности, и если сейчас преобладают простые и понятные названия, то в скором времени вполне может вернуться мода на странности и несуразности. «В конце концов, трудно не признать мощный потенциал странных названий компаний, если когда-то запущенный в гараже стартап под названием Google теперь стоит больше $1 трлн»,— говорят эксперты.

Алена Миклашевская

Вся лента