Пятизвездный час Сочи
Дорогие отели воспользовались спросом
Закрытие зарубежных туристических направлений на фоне пандемии COVID-19 помогло качественным курортным отелям пережить ограничения на работу. В июле—августе гостиницам категории «четыре-пять звезд» в Сочи удалось повысить среднюю стоимость размещения на 30–100% и добиться резкого роста доходности на номер. Не так радужно лето сложилось у бюджетных средств размещения, чья целевая аудитория столкнулась с резким падением доходов.
Высокий спрос со стороны туристов привел к резкому росту стоимости размещения в Сочи, свидетельствуют данные JLL. В прибрежном кластере в июле средний тариф (ADR) в высокобюджетных отелях вырос на 66%, до 23 тыс. руб., в горном — на 39%, до 6,15 тыс. руб., год к году. В среднем ценовом сегменте ADR гостиниц на побережье в июле увеличился более чем в два раза, до 8,4 тыс. руб., в горах — на 37%, до 3,55 тыс. руб., год к году. Руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова отмечает, что цифры за август будут доступны в конце сентября и, скорее всего, окажутся выше.
Данные подтверждают системы бронирования: по расчетам Ostrovok.ru, средняя стоимость забронированной ночи в Краснодарском крае в этом летнем сезоне выросла на 40%, до 4,76 тыс. руб., год к году.
Повышение тарифа позволило средствам размещения улучшить доходность на номер (RevPAR). В дорогих отелях прибрежного кластера, по данным JLL, в июле значение выросло на 91%, до 19,1 тыс. руб. в сутки, в среднебюджетных — более чем в два раза, до 7,2 тыс. руб. В горах RevPAR для высокого ценового сегмента за год увеличилась на 34%, до 4,5 тыс. руб., среднего — на 21%, до 2,2 тыс. руб.
Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф называет спрос на размещение в Сочи в июле—августе взрывным: в течение двух месяцев загрузка объектов сети была больше 80%.
По его словам, это позволяет объектам сети по финансовым показателям работать на уровне прошлого года.
Владелец компании «Антерра» (развивает бренд Green Flow) Александр Тертычный указывает, что средняя загрузка его гостиницы в горном кластере Сочи по итогам июля—августа была 95% против 75% летом прошлого года. Он ожидает хорошие показатели и по итогам сентября: уже сейчас заполняемость объекта доходит до 75% и, по прогнозам, достигнет 80%, годом ранее значение было 65–70%. Директор по стратегическому развитию курорта «Красная поляна» Ольга Филипенкова говорит, что пока ситуация развивается благоприятно: в июле—августе отели курорта были заполнены на 82%, это на 12 процентных пунктов выше прошлогоднего уровня. Среднее значение ADR в «Красной поляне» в июле—августе выросло на 30% год к году. В прибрежном кластере результат оказался еще лучше.
Несколько собеседников “Ъ” на гостиничном рынке рассказали, что средний тариф на размещение в отелях Сочи повышался на 50%.
«Это происходило за счет динамического ценообразования, как реакция на постоянно растущий спрос»,— пояснил один из них.
Но Яна Уханова указывает, что существенно улучшить финансовые показатели этим летом удалось лишь отелям категории «четыре» и «пять звезд». Некоторые бюджетные средства размещения фиксировали недозагрузку. «Именно их целевая аудитория столкнулась с падением доходов, была вынуждена отказаться от отпуска или провести его недалеко от дома»,— отмечает консультант. По оценкам гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, загрузка отелей сегмента «три звезды» и ниже в этом году в Краснодарском крае выросла не более чем на 10%. По мнению госпожи Ухановой, сочинские объекты по итогам сезона смогут выйти в операционный ноль, но отелям Геленджика и Анапы, скорее всего, придется зафиксировать убыток.
В Крыму ситуация развивалась более сдержанно. Согласно оценкам Ostorovok.ru, средняя стоимость забронированной ночи на полуострове летом выросла на 15%, до 4,2 тыс. руб., год к году.
Председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова говорит, что отели до 50 номеров, которыми представлен основной фонд в регионе, не используют систему динамического ценообразования и фактически не повышали цены. И хотя в июле—августе загрузка на полуострове была почти полной, нивелировать простой участникам рынка, скорее всего, не удастся, рассуждает она. Сергей Ромашкин поясняет, что многие отельеры в Крыму поначалу опасались проблем с загрузкой, но в августе уже действовали смелее, в некоторых случаях повышая тариф на 25%.