Инфраструктуре назначат экзамен
Систему сертификации проектов в этой сфере готовят к работе
Российским инфраструктурным проектам предложат пройти экспертизу — ВЭБ.РФ совместно с партнерами презентовали проект национальной системы их оценки и сертификации. Оценка будет добровольной, стимулировать ее получение предполагается более выгодными условиями финансирования. Эксперты и участники рынка рассчитывают, что новая система поможет привлечь за пять лет около 1 трлн руб. инвестиций и повысит доверие в отрасли — надеясь при этом, что она не станет новой «тормозящей» бюрократической процедурой.
Госкорпорация ВЭБ.РФ в минувшую пятницу представила проект национальной системы оценки инфраструктурных проектов, разработанной совместно с Национальным центром ГЧП и международной инженерно-проектной компанией AECOM. Речь идет о проведении независимой экспертизы, после успешного прохождения которой проекты смогли бы получать сертификаты качества. Прохождение такой экспертизы длительностью до полугода будет добровольным. Как сообщила “Ъ” зампред ВЭБ.РФ Светлана Ячевская, от инициаторов проектов уже начали поступать запросы на экспертизу. На этих проектах и начнется тестирование системы.
Построена она на трех блоках критериев:
- «Экономика и управление» (включает в себя, например, оценку целесообразности проекта и соответствия приоритетам стратегического планирования),
- «Качество жизни» (создание рабочих мест для местных жителей),
- «Экология и климат» (сокращение объема отходов или выбросов и энергоэффективность).
По каждому из блоков проект может получить до 1 тыс. баллов — исходя из такой оценки, проекту будет присуждаться «уровень достижения». По словам Светланы Ячевской, ВЭБ.РФ планирует постепенно встраивать в свою кредитно-инвестиционную политику критерии оценки и предоставлять более привлекательные условия проектам, успешно прошедшим такую экспертизу.
Ожидается, что проведение оценки позволит снизить количество недостроенных объектов, а также привлечь инвестиции в российскую инфраструктуру — особенно из-за рубежа. Отметим, ранее потенциал инвестирования в инфраструктурный рынок оценивался в 2 трлн руб. в год (см. “Ъ” от 10 марта). Недостаточная прозрачность этого сектора и отсутствие эффективных инструментов оценки для принятия инвестиционных решений как раз и называлась причинами невысокого интереса инвесторов к этой сфере. В ближайшую пятилетку ожидаемый объем инфраструктурных инвестиций в России оценивается в $200 млрд, а потребность в них — в $324 млрд. Предполагается, что в последующие годы этот разрыв будет только расти.
По прогнозу гендиректора Национального центра ГЧП Павла Селезнева, внедрение системы оценки позволит дополнительно привлечь в инфраструктуру не менее 1 трлн руб. в течение пяти лет — в первую очередь за счет средств институциональных инвесторов и международных банков развития, для которых экологические, социальные и управляющие аспекты являются составной частью инвестполитики.
По его словам, систему могут запустить в цифровом пространстве по аналогии с опытом США — реализовывать проект планируется на платформе «Росинфра».
Замгендиректора по финансовому развитию и управлению инвестпроектами ДСК «Автобан» Денис Анисимов признал, что сейчас в сфере инфраструктурных проектов существует проблема доверия — если система позволит изменить ситуацию, то «это будет решением колоссальной задачи». Впрочем, предупреждает он, оценка не должна стать «еще одним бюрократическим механизмом, который вместо того, чтобы сокращать сроки, стал бы еще одной запятой». Замгендиректора «Эксперт РА» Сергей Назаров предостерег от допуска к системе оценки большого количества организаций, особенно на начальном этапе (иначе, по его словам, легко будет подорвать доверие), и от ожиданий, что западные институты развития и фонды сразу будут принимать отчеты российских организаций. По его словам, необходимо уделить внимание репутации и квалификации верификаторов, поскольку в инфраструктурных проектах «существует большая субъективность в оценке не количественных, а качественных критериев».